https://fastlend.ru/partner16005.html
Стратегическая отрасль экономики острова - добыча углеводородов
На
первом в новом году заседании правительства Сахалинской области губернатор
Александр Хорошавин отметил, что в
нефтегазовом комплексе (НГК) – стратегической отрасли островной
экономики ‒ в 2014 году зафиксировано увеличение объемов добычи углеводородов.
После заседания правительства губернатор провел большую
пресс-конференцию для журналистов областных и японских СМИ. Вновь перечислив
прошлогодние достижения, он коснулся новых производств СПГ, заметив, что здесь
пока существует конфликт интересов. У Роснефти («Сахалин-1») есть ресурсы, но
нет транспортной инфраструктуры, а у Газпрома есть транспортная инфраструктура,
но нет ресурсов, поэтому выход на полную мощность Киринского месторождения
запаздывает. Были предложения «монетизировать» газ, но пока они показались
одной из сторон неприемлемыми. «В феврале у меня состоится встреча с
президентом страны, ‒ подчеркнул А. Хорошавин, ‒ там мы будем обсуждать эту
проблему».
Впрочем,
по мнению эксперта аналитического агентства RusEnergy Михаила Крутихина, в сахалинском
НГК есть и другие проблемы. Так, сейчас
все совместные проекты Роснефти на шельфе, кроме одного, закрыты. «Из всех совместных
шельфовых проектов у Роснефти осталась одна скважина. Но это смехотворно
маленькое месторожденьице для такой гигантской компании... У Роснефти нет ни
специалистов, ни технологий, ни оборудования для их разработки. Сейчас компания
в долгах – и у нее нет денег, чтобы законтрактовать кого-нибудь, кто проведет
разведку и будет бурить. Сейчас они ничего не бурят, а только добывают нефть на
старом месторождении “Сахалин-1”», ‒ объяснил эксперт.
С
другой стороны, нельзя отрицать, что «Сахалин-1» давно стал поставщиком ярких,
инновационных, прорывных решений в НГК.
«Проект показывает, что нефтегазовый
комплекс не такая архаичная, отсталая отрасль, как многие привыкли говорить, ‒
уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
‒ Нефтяные деньги дают возможность развиваться и другим отраслям, а сама
нефтянка уже давно стала высокотехнологичной, высокоиндустриальной отраслью.
“Сахалин-1” очень ярко это доказывает. Именно в рамках этого проекта в России
была пробурена самая длинная в мире горизонтальная скважина. Мы показали, что
тоже способны вести работы на шельфе в непростых условиях и создавать необходимое
для этого оборудование. И, конечно, “Сахалин-1” – это хороший пример кооперации
с иностранными инвесторами в условиях санкций».
Сейчас
в России реализуется три соглашения о разработке месторождений углеводородного
сырья на условиях раздела продукции («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское
СРП»). За весь период реализации соглашений (1995‒2013 гг.) было добыто почти
117 млн тонн нефти с конденсатом, 92 млрд кубических метров газа, произведено
около 48 млн тонн сжиженного газа. В 2013 г. добыто нефти и конденсата около
13,9 млн тонн, газа ‒ 21 млрд м3. Совокупные затраты с начала работ составили
более $60 млрд, из которых $4,6 млрд ‒ затраты 2013 г. Все затраты, подлежащие
возмещению ($53 млрд), компенсированы государством углеводородами в полном
объеме.
По
информации аудитора Счетной палаты Александра Жданькова, «совокупный доход
государства за весь срок действия проектов составил более $24 млрд. Из них $15
млрд поступило в федеральный бюджет и $9 млрд ‒ в региональные бюджеты. В
2013 году государство в целом получило около $8 млрд».
«Сахалин-1»
(участники проекта: НК «Роснефть», ExxonMobil, Sodeco, и ONGC Videsh
Ltd.) и «Сахалин-2» (акционеры Sakhalin
Energy: Газпром, Shell, Mitsui,
Mitsubishi) ‒ первые масштабные шельфовые проекты, осуществляемые в Российской
Федерации на условиях СРП (соглашения подписаны в 1994‒1995 гг.)
У
«Сахалинов» на основе СРП было немало противников. «Если бы не Юрий Шафраник
(в то время министр топлива и энергетики РФ, ‒ ред.), проект “Сахалин-1” не состоялся бы, поскольку новизна
правовой формы, предлагаемой для его реализации, требовала принятия специальных
законов, ‒ считает экс-президент Роснефти Сергей Богданчиков. ‒ Только
Шафраник с его профессионализмом, нацеленностью на результат, дипломатией смог
это сделать. Он создал команду единомышленников, его полностью поддерживали и
региональные власти, и депутаты, и ключевые члены правительства. В итоге
парламент одобрил и “Сахалин-1”, и “Сахалин-2” специальными законами. Эти
законы успешно работают и ни разу не менялись за эти годы».
Ещё в 90-х годах прошлого века Сахалин представлял собой настолько удручающее
зрелище, что тянуть с освоением его ресурсов, с экономическим преобразованием
острова было, пожалуй, преступно. Стратегический альянс с компаниями Sakhalin Energy и ExxonMobil позволил привлечь многомиллиардные инвестиции,
получить немало нефти и газа, придать жизни на Сахалине созидательный смысл. А
самое главное заключается в том, что остров буквально ожил за счёт крупных
промышленных объектов, большого числа рабочих мест и наполнения бюджета.
Разумеется,
сегодня сахалинский НГК, как и российский в целом, испытывает значительные
трудности. Тем не менее, как заявил Александр Хорошавин, «Сахалин-1, 2 и 3 ‒
несмотря на западные санкции ‒ продолжают свою работу и не планируют
сворачиваться».
Кстати, санкции не
позволяют нам размышлять ни одного дня. Нужно сверхактивно заниматься
конкретными программами по импортозамещению, адаптацией технологий, поиском
вариантов привлечения партнёров, интеграцией с ними, а также повышением
эффективности недропользования и эффективности работы самих добывающих и
сервисных компаний. И категорически отказаться от мысли, что у нас ‒ и в
центре, и в регионах, включая Сахалин, ‒ есть в запасе какое-то время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий