http://www.viglink.com/

четверг, 2 июня 2016 г.

Нужна политическая воля


Слабо развитые сети распределения газа мешают расширению внутреннего рынка голубого топлива








Недавно совет Российского Союза нефтегазопромышленников (СНП) избрал вице-президентом Юрия Васильевича Колесникова — руководителя ООО «Объединение Транс-Континенталь+» (г. Симферополь, Республика Крым). Ю. В. Колесников пришел в СНП не с пустыми руками. У него есть тщательно проработанная и испытанная на практике программа, применение которой может помочь газифицировать практически любой регион Российской Федерации за три года и без привлечения бюджетных средств. Об этой программе Ю. Колесников рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Юрий Васильевич! Поздравляем вас с избранием на должность вице-президента СНП. Вы газовик с большим опытом работы. Каковы, на ваш взгляд, перспективы российской газовой отрасли?
- Спасибо за поздравление. Начать, вероятно, надо со следующего. По моим данным в 2015 году всеми производителями газа в России было добыто немногим более 635 млрд кубометров голубого топлива. Это на 8% меньше, чем в 2014 году. Доля «Газпрома» в добыче этого вида энергоресурсов составила около 440 млрд кубометров. Остальное — почти 200 млрд кубометров — добыли другие компании. Так, компания «Новатэк» за год добыла почти 74 млрд кубометров. Из вертикально интегрированных нефтяных компаний наибольшие объёмы добычи газа в 2015 году приходятся на «Роснефть» — более 64 млрд кубометров, на «Лукойл» — около 19 млрд, на «Газпром нефть» — более 12,5 млрд и на «Сургутнефтегаз» — более 9,5 млрд. Остальное добыли все прочие компании.
При этом «Газпрому» внутри России просто некуда девать газ, который он может добыть — он может добыть порядка 620 млрд кубометров газа, а реализация в сумме составляет около 440 млрд.
Отмечу, что при этом у «Газпрома» добыча сокращается, а у всех прочих — растёт. Но и «Газпром» и все другие компании имеют намерения увеличить в ближайшем будущем добычу природного газа. Но в целом ситуация в настоящее время обратная: добыча падает.
А с чем это связано? И извечный русский вопрос: что делать?
- Причин тут несколько. Основных две. С одной стороны — падает зарубежное потребление. Вот и Украина стала меньше брать российского газа, и Европа — тоже. В Китай мы пока не прошли, в другие страны Дальнего Востока тоже. Тут, конечно, большую роль играют политические моменты, которые, в свою очередь, влияют на экономику. С другой стороны, слабо развито потребление газа внутри страны как промышленностью — в первую очередь химической, так и населением. А газ-то куда-то надо девать!
Здесь надо обратить внимание на следующие группы задач. Их в газовой отрасли четыре: добыча газа, его транспортировка по магистральным трубопроводам, деятельность продавцов голубого топлива, и, наконец, доставка газа конечному потребителю — в основном населению — то есть распределение.
Первая группа — добыча — касается всех. Вторая группа — магистральный транспорт — эти трубопроводы только у «Газпрома». Независимые добыли газ, а куда его девать? В магистральную трубу могут пустить, но с условиями. Тут в дело вступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая может повлиять на эти моменты.
Ну ладно, эти две первые группы задач так или иначе, но решаются как законодательно, так и экономически. А вот две последние и не дают пока газовой отрасли развиваться поступательно.
Каким образом?
- «Газпром» обеспечивает почти 80% всех поставок на внутреннем рынке газа страны. При этом около 20% газа поставляется компанией на нужды населения (85-90 млрд кубометров). А всего на внутренние нужды продаётся концерном около 218 млрд кубометров. 14% — коммунально-бытовым организациям, примерно 32% — предприятиям электроэнергетики, и около 34% — другим промышленным предприятиям.
Некоторое количество потребителей заключают договоры на поставку с независимыми производителями газа. Только в 2014 году эти поставки выросли почти на 13% (до 116 млрд м3). И все же это — капля в море, по сравнению с возможностями.
Вот представим:  газ дошел до определенной точки в стране (это ГРС – газораспределительная станция) и его кто-то должен взять, чтобы доставить потребителю – в распределительную сеть. Из сказанного выше, понятно, что «Газпром» такие распределительные сети имеет. По старинке будем их называть облгазовскими. Вот этих сетей в стране явно недостаточно.
Но есть же в стране программа газификации...
- Да, и «Газпром» в лице ОАО «Межрегионгаз» подобные распределительные сети сейчас строит, но каждый год всё меньше. Самое большое, что было построено сетей за один год — на 25 млрд рублей!
За 2005-2014 гг. было построено 1802 газопровода общей протяженностью около 25 тыс. км, газифицированы 700 тыс. квартир и домовладений, 4 тыс. котельных. В 2015 году в 34 субъектах РФ построены ещё 87 газопроводов протяженностью 1275 км. Это 206 населенных пунктов. Уровень газификации в России увеличен до 66,2% (в сельской местности — 56,1%). Суммарно объём инвестиций «Газпрома» в газификацию регионов России в 2005—2014 гг. достиг 242,5 млрд руб.
Итак, суммарно за 11 лет в России было построено немногим больше 26 тыс. км распределительных сетей, на сумму около 250 млрд рублей. И это на 67 российских регионов в восьми федеральных округах — в остальных регионах вопросы газификации вообще пока не стоят. Так это всего-навсего в среднем по 0,5 млрд рублей в год на область, край или республику. Ничтожно мало! На эти деньги в одном регионе можно построить всего 40-50 км распределительных газопроводов. А даже такой сравнительно небольшой республике как Крым сейчас нужно построить 14 тыс. км новых распределительных сетей. А в большом регионе надо значительно больше новых сетей строить. Ведь проблема газификации все же стоит достаточно остро. Сколько будем строить такими темпами? Я подсчитал: 300 лет! И тогда получается, что распределительные сети надо развивать, но «Газпром», который этим всегда занимался, этого сделать не может. Вернее, может, но в мизерных объёмах!
Напомню, в 2006 году газификация России была объявлена «пятым национальным проектом». Завершиться «всеобщая»  газификация должна была к 2015 году. Главной целью программы было — подать газ во все деревни и города к этому сроку. Не получилось.
В 2013 году заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев заявлял о том, что к 2020 году Россия будет газифицирована «до идеального уровня» - до 85% населённых пунктов страны. Получится ли?
Причём газ до сих пор не пришёл не только в глухие деревни «в три дома», но и в более крупные населённые пункты. Отсутствие газа является приговором для некоторых из них. Например, даже в Краснодарском крае пустеют хутора и станицы, куда не пришло голубое топливо — люди переезжают туда, где есть газ, а, значит, и минимальный набор бытовых удобств.
Даже в некоторых достаточно населённых регионах России многие сёла и даже города остаются без газа. Всего в России 153 тыс. населённых пунктов. Казалось бы тянуть газ в каждый из них — неразумная трата денег. Но это не так. Прибыль от газовой конфорки на кухне в 2-3 раза выше (если нет, то должна быть), чем от продажи газа на экспорт.
Да, есть регионы, где практически каждый населённый пункт газифицирован. Их всего два— Татарстан и Подмосковье. В иных регионах можно наблюдать «странную» ситуацию: газ подводят к селу, но жители не спешат воспользоваться долгожданным «подарком» газовиков.
«Вход» газа непосредственно в дом должно оплачивать само население. Поэтому , когда труба доходит до деревни жители к газу не подключаются. Просто не могут. Откуда у стариков в деревне 150−200 тыс. рублей, чтобы оплатить такое удовольствие?
В стране отсутствует система поддержки граждан, которые не могут вытянуть расходы на газификацию. На Западе, например, широко применяется кредитование населения на подобные нужды. У нас ставки по «газовым» кредитам составляют минимум 18% годовых. Кому нужны такие кабальные условия?
Дело в том, что «Газпром» по сути мало заинтересован во внутреннем российском рынке. И все его «социальные» программы по газификации идут только «из-под палки» постоянного давления государства. Такой парадокс: Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) газифицирован менее чем на половину. А ведь именно в этом округе находится крупнейшее в мире месторождение газа.
Почему же газификация «энергетической сверхдержавы» всё время откладывается?
Проблема в том, что экспорт газа приносит самому «Газпрому» большие прибыли, чем продажа его на внутреннем рынке. Поэтому и главные инвестиции газовый монополист делает «в экспортную трубу». С точки зрения социальной политики и государственной стратегии концерн должен развиваться равномерно, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но человек и его проблемы в программах «Газпрома» не просматривается.
А прочие производители газа с этими вопросами вообще не сталкивались. Опять попадаем в тупик. У «Газпрома» не хватает сил и средств, у «независимых» нет ни возможностей, ни опыта. Газ доходит до областной или республиканской газораспределительной станции — и что с ним делать? Кому будет продавать голубое топливо условный Облгаз? Кто это топливо доставит до села, а в селе — до конечного потребителя? Все хотят увеличивать добычу газа, но развивать базу, наращивать число потребителей некому!
Но нерешаемых задач нет. Я, после окончания Института нефтяной и газовой промышленности имени Губкина 47 лет работаю в отрасли, последние 30 лет на так называемой «соломе». На газовом сленге все распределительные сети называются «солома». То есть у меня огромный опыт. И у меня есть алгоритм решения.
И каков он?
- Отмечу, что в любом регионе может быть сколько угодно распределительных организаций — законодательство Российской Федерации это позволяет. Даже на лестничной клетке может быть несколько поставщиков газа. Не говоря уже о селах. Как, например, интернет-провайдеров. Все это только лишь предмет договоров.
Допустим: есть газифицированный ранее населенный пункт, к которому есть распределительный трубопровод, а рядом село без газа. К последнему надо от имеющегося газопровода проложить трубу, и «развести» газ в дома, школы, больницы, кафе, пекарни, каким-то местным заводам. Находится предприниматель, который берётся это сделать за свои деньги, и ему дали разрешение подключиться (на это есть своя процедура), но у него хватило средств только на две-три улицы — а в селе их 10. Значит другую часть села будет газифицировать кто-то другой, или он-же, но на каких-то иных договорных началах.
Но это же — деньги, это — работа, это — время. Когда мы говорим о распределительных сетях  то нет большой разницы между Республикой Крым, Саратовской областью или Татарстаном. Везде есть какое-то количество районов, в которых имеются города, села, деревни. В них дома, школы, больницы, пекарни, то есть — потребители.
Пример. По статистике Министерства топлива и энергетики Республики Крым, в этом регионе в 14 районах негазифицировано около 600 населенных пунктов. К ним надо провести газопроводы, потом — пройти трубой по улицам, зайти в домовладения.  Это по Крыму, в других областях и регионах цифры могут быть иные. Сколько же это всего в километрах и в стоимости?
Здесь опять три части. Газопровод до села — это, в соответствии с государственной программой газификации, должно строить государство, в лице ОАО «Межрегионгаза». Разводка по улицам населенного пункта — это местные бюджеты. А за ввод в дом, в школу, фельдшерский амбулаторный пункт должны платить либо хозяин дома, либо местная власть.
По Крыму. К этим 600 населенным пунктам надо проложить 2,5 тыс. км газопроводов. Они стоят 20 млрд рублей в сегодняшних ценах. Это поданным НИПИшельф и Минтопэнерго РК. Правда я эту сумму уменьшил в два раза. Обращаю внимание: это необходимо не на всю Россию, а на один только Крым.
Ну, так или иначе газопровод пришел к населенному пункту. Тут уже дело за местным бюджетом. Но в муниципальных образованиях на эти цели вообще никогда не было денег! Ни при Украине, ни при России, ни при Советском Союзе. А представитель «Межрегионгаза» предлагает: когда будет готова разводка по улицам, мы проложим газопровод к населенному пункту. А муниципалы этого не сделают никогда. Всё — газификация на этом завершена. Тем не менее, сколько же тут надо трубопроводов и какие на это потребны средства? Например, в Крыму это 11 тыс. км — по улицам, по дворам и в дом. И стоит это, примерно ещё 20 млрд рублей.
А в дом газ завести сколько стоит? Как насчитал крымский Комитет по ценам и тарифам это ещё по 150 тыс. рублей с домовладения. А всего без газа — более 130 тысяч частных домов. Умножаем и получаем ещё примерно 20 млрд рублей. Таким образом, на всю газификацию сельских населенных пунктов одного только Крыма необходимо не менее 60 млрд рублей. Полагаю, эта сумма сопоставима с затратами на газификацию в любом другом российском регионе.
Я писал письмо в «Газпром» с предложением встретиться. Ответ: мы не придем в Крым, санкций боимся, вы там сами решайте. Итак, «Межрегионгаз» в РК не будет строить газопровод до села. Местный муниципалитет не имеет средств — не будет разводки по улицам. А если нет ни первого, ни второго, то зачем домовладелец будет тратить средства на ввод газа в дом?
А что же это такое — 60 млрд рублей на газификацию одного региона? Приведу такую аналогию. Сейчас много говорят об импортозамещении. Задача архиважная. Из-за санкций неясно, что будет с автопарком страны. То ли будут нам продавать автомашины и запчасти к ним, то ли нет. Значит надо поддержать собственный автопром. И на развитие отечественной автомобильной промышленности выделено 50 млрд рублей.
Мы же любой российский регион можем газифицировать без бюджетных средств, и не за 300 лет, а за три года.
Это навряд ли возможно...
Опять начнём издалека. Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая сейчас переведена в ФАС устанавливает для магистральных и распределительных организаций тарифы, которые являются составной частью цены, по каковой энергоресурсы в конечном итоге реализуются населению.
Тариф это: в числителе все затраты, которые поставщик несёт по работе, а в знаменателе — сумма газа, которую он пропустил по трубе при помощи всех своих людей, механизмов и так далее.
Тариф направлен на покрытие всех затрат. Но в нем  составляющая-прибыль. Она  определена от 0,5 до 1%. Так эти деньги можно пустить на новое строительство. Иначе говоря, на расширение числа потребителей, которые в итоге принесут новую прибыль.
Допустим у поставщика газа всё новое и он 100% прибыли и 100% амортизационных отчислений (всё новое и не требует большого ремонта) отдает на расширение газораспределительных сетей.
Расчеты показывают, что газопровод, построенный за бюджетные деньги, по программам государством утвержденным, окупится через 6200 лет. Настолько здесь мизерны суммы прибыли и амортизационных отчислений. И какой инвестор на таких условиях придёт в этот бизнес? Дело в том, что все умы сейчас «работают» в направлении увеличения сметы. Ведь это будут государственные, бюджетные средства. И чем их больше, тем кому-то лучше. Но и тем более длителен срок окупаемости!
А я работаю не с бюджетом, а со своими личными средствами.  Тут надо каждый свой шаг минимизировать.
И я пришел к такому алгоритму: сам проектирую, сам строю, сам транспортирую и поставляю газ. У меня нет посредников. Я работаю с каждым напрямую, обеспечиваю не увеличение цены, а её уменьшение. Наше объединение 30 лет работает как строительная организация и 11 как эксплуатационное.
Мы снижаем все расходы, какие только возможно. Первое, не платим НДС — ведь «Объединение Транс-Континенталь+» строит само для себя и на собственные средства. Это уже 20% экономии. Второе, если заказать проект газопровода в институте, то за него придётся заплатить 20 тыс. рублей за каждый километр газопровода. Наши проектировщики получают заработную плату. То есть, «проектный» километр газопровода обходится уже в 500-600 рублей. Третье, закупая трубы, механизмы, материалы я торгуюсь очень серьёзно. Есть оптовые закупки, есть розничные. Разница в цене обычно составляет15-20%, я могу снизить цену закупки и на 50%. И таких, способствующих экономии затрат, «пунктиков» десятки-сотни!  Ну и, конечно, необходимо обеспечить людей работой, материалами, спецодеждой — всем необходимым — чтобы не было простоев. И тогда срок окупаемости минимальный, почти нулевой.
Строить распределительные сети это, по сути, простое дело, но и сложное одновременно. Мы в своей практике применяем два метода. Первый — конвейер. Второй метод: «песочные часы». Что это такое?
Организация строит сеть. Но её потом надо эксплуатировать. Так половина строителей остаются в эксплуатации. Вторая половина строит следующий объект. Не надо никого увольнять, обеспечивается занятость.
Таким образом, газопровод, построенный «Объединением», обходится в 10-20 раз дешевле, чем такой же, но построенный за бюджетные средства. А можно, применив ещё ряд пунктов экономии, строить и ещё дешевле. Так, что может, я ещё и в минус выйду…
Таким образом, для бюджета и для поставщиков-производителей газа —  «Газпрома», «Новатэка», «Лукойла» и других — распределительные сети обойдутся даром. Но у них появятся дополнительные рынки сбыта голубого топлива! А деньги , которые не будут затрачены ими на строительство распределительных газопроводов будут направлены в бурение, что даст возможность увеличить добычу газа. Напомню, что доход от продажи газа конечному потребителю в 2-3 раза выше, чем от продажи газа на экспорт «на границе». Ведь ни одного нашего производителя газа в Европе к распределительным сетям не допускают, а в России это возможно. И на Украине, кстати, тоже. Ситуация между государствами все же урегулируется рано или поздно.
И сети можно построить в любом регионе и не за 300 лет, а за три года. И не надо никаких денег ни из бюджета государства, ни из бюджета компаний-производителей газа.
Есть ещё один барьер: межтопливная конкуренция. Если я проведу газ, то в этом регионе перестанут покупать уголь. И шахтеры на меня, мягко говоря, обидятся. Обидятся также поставщики сжиженного баллонного газа. При том, что сетевой природный газ много дешевле сжиженного. Это же сотни миллиардов рублей в этих «бизнесах» вращаются.
Какие трубопроводы построены на запад! Вся Европа с газом, Россия и Украина — без газа. В советское время село Украины было газифицировано на 8%! Сейчас немного больше. В России положение было ещё хуже. В тоже время, в 90-е годы прошлого века Франция, Италия, Германия в 4-5 раз больше газа использовали в сельской местности, чем мы. А где же в этом случае интересы простых людей граждан энергетической сверхдержавы?
Если компании занимаются добычей и транспортировкой газа и планируют наращивать производство, то они где-то его должны и продавать! Но без распределительных сетей это невозможно. Мне же не нужны ни бюджетные средства, ни средства компаний. Я должен быть интересен «Газпрому», «Новатэку», «Роснефти», другим производителям газа. Все названные организации ко мне должны в очередь стоять. Но не стоят. То ли не знают, то ли не верят. А я уже 25 лет рассказываю об этом и на Украине, и в России. А делаю это — 30 лет.
Все согласны: НАДО строить распределительные сети. Но сразу проблема упирается в два вопроса: где взять деньги и сколько это строительство займет времени. Никто ответа не знает. А мы знаем. И своим опытом мы это показываем и доказываем.
Только в этом деле надо помочь немного: чтобы не настраивали народ против строительства газопроводов, чтобы не мешали работать. Надо и в законодательной базе изменить кое-что.
Тут не совсем ясно. Допустим, в 10-20 раз дешевле строить, действительно можно. Но всё равно не бесплатно!
- Мы все в погоне за сиюминутной прибылью забываем, что главный инвестор, это все же не бюджет, а народ.
Приведу такой пример. Я приезжаю в самом глухом районе в село, которое и для этого района провинция. В селе 21 мазанка, ещё, наверное, довоенной постройки. Но над каждой мазанкой спутниковая тарелка, а то и две. До моря далеко, курортников нет, работы тоже нет. Но деньги в селе есть, скотинка имеется, сады-огороды. В общем, народ крутится. Глава поселения созывает собрание, посвященное переходу с  газовых баллонов на газ трубопроводный.
- Вот, - рассказывает глава поселения, - ожидается, что газ подорожает и 1000 кубометров газа будут стоить 500 американских долларов. Что делать будете?
- Что-что, платить придётся», - отвечают.
То есть, эти как бы безработные крестьяне готовы к инвестированию в улучшение качества собственной жизни. Тогда я им предлагаю такие условия: я проложу за свой счёт газопровод до села, по селу, ввод в дом, да ещё и помогу с утеплением домов, чтобы газа меньше потреблялось в два раза. Энергоэффективность и энергосбережение называется. Люди, естественно, в шоке.
А у меня такая практика. Я заключаю три вида договоров. Первый — генеральный с главой администрации района. Второй, на базе первого — локальный — с главой администрации населенного пункта. И третий, уже непосредственно с домовладельцем. Для того, чтобы я начал работы мне необходимо, чтобы договор о газификации подписало не менее 85% жителей села. В принципе, это правило закреплено ещё с советских времен: на каждый километр распределительного газопровода должно быть не менее 15 потребителей.
Таким образом, у меня увеличивается база потребителей, которые платят за газ и эксплуатацию сети.Одно из сел мне удалось газифицировать на 97%, в других не менее 50%. А собственно на само строительство объединение тратит свои деньги и приступает к эксплуатации. Таким образом, стоимость работ в договоре ниже, срок окупаемости – нулевой. Надо только раскрутить маховик непрерывного строительства.
Объединение в состоянии за три года могу газифицировать весь Крым, но не дают. То есть полноценно работать не давала и украинская власть, а нынешняя вообще на нашем полуострове бизнес «кошмарит».
А что говорят в Минтопэнерго Крыма?
Я с ними не общался не при прежней власти, не при нынешней. Во-первых, эти «руководители» часто меняются. Во-вторых, они даже не понимают о чём идёт речь, и в-третьих, не воспринимают идей. Поэтому опора на правительство РК — ненадежная опора.
Казалось бы можно было как-то через депутатов что-то сделать. Тоже дело бесперспективное. Я говорил недавно с одним из них, товарищ из профильного комитета. В разговоре я натыкаюсь на следующий пассаж: главы администраций районов не воспринимают газификацию, если нет бюджетных денег. Почему? Надо же привлекать какие-то инвестиции. Не хотят. А заставить? Невозможно. Только за бюджет. Но почему!? Это очевидно: нет бюджета – нет распила. Что в этой ситуации делать? Необходимо, на мой взгляд, проявить политическую волю.
Стране необходима продуманная схема газификации небогатых регионов и районов. Так давайте это сделаем. Иначе ситуация останется тупиковой.
P.S. Трудами и пожертвованиями Юрия Колесникова в 1997 г. в Симферополе установлен, ставший заметной достопримечательностью города и местом паломничества для православных, очень земной и душевный, памятник Святителю и исповеднику архиепископу Крымскому и Симферопольскому  Луке, человеку не простой и яркой судьбы.
СПРАВКА
Колесников Юрий Васильевич, 1951 года рождения.
Образование: в 1974 году окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени академика И. Губкина, специальность: дипломированный горный инженер.
Трудовую деятельность начал в Шебелинском газопромышленном управлении в 1968 году. Ученик слесаря, слесарь, оператор по добыче нефти и газа, заместитель начальника промысла по добыче газа, заместитель начальника производственно-диспетчерской службы газопромышленного управления, начальник строительно-монтажного управления по газификации, генеральный директор объединения, президент концерна «Крым-Континенталь».
В 1991-1992 гг. - Ю. Колесников разработал «Программу газификации сельских населенных пунктов (СНП) Украины на 10 лет до 2001 г.» и представил её Кабинету Министров Украины, как альтернативную государственной программе (Постановление КМУ № 72 от 04.07.1991). Доклад о программе Ю. Колесникова был заслушан у первого вице-премьер-министра Украины И. Р. Юхновского, одобрен и принят с решением назначить концерн «Крым-Континенталь» генеральным подрядчиком по выполнению газификации СНП Украины.
1988 г. - сопредседатель Союза объединенных кооперативов АРК, член президиума Объединенных независимых профсоюзов Крыма.
1988 г. - член президиума Союза объединенных кооперативов Украины, член совета Союза независимых профсоюзов Украины.
1989 г. - член совета Союза объединенных кооперативов СССР.
1990 г. - баллотировался в Верховный Совет Украины, выход во 2-й тур.
1994 г. - баллотировался в Президенты АР Крым.
Ныне президент ООО «Объединение Транс-Континенталь+».
2016 г. - избран вице-президентом Российского Союза нефтегазопромышленников.

Комментариев нет:

Яндекс.Метрика

/>img src="http://a.1letushov.ru/files/2013/07/banner_fastmoney-4.gif"width="200" height="200" border="0">

/>img src="http://a.1letushov.ru/files/2013/07/banner_fastmoney-4.gif"width="200" height="200" border="0">