И. Кацал: содержание серы в системе АК «Транснефть» в 2013 г. продолжает увеличиваться
28 февраля 2013 года состоялось третье заседание рабочей экспертной группы ОАО «АК «Транснефть», посвященное проблемам нефтепереработки в РФ. В работе заседания приняли участие вице-президент ОАО «АК «Транснефть» М. Барков, заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» И. Кацал, вице-президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» В. Назаров, представители Росстандарта, Торгово-промышленнной палаты РФ, МШУ Сколково, Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти, РГУ им. И.М. Губкина, отраслевые аналитики и эксперты.
В центре обсуждения находилась тема влияния НПЗ с низкой глубиной переработки нефти на общую конкурентоспособность российского ТЭК. Согласно прозвучавшим экспертным оценкам, потери российского бюджета в условиях действующей системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты составляют порядка 2 млрд долларов в год. Мини-НПЗ, работающие по примитивной технологии, потребляют качественную низкосернистую нефть, а производят продукты первичной переработки с низкой прибавочной стоимостью. По словам В.Назарова, НПЗ с низкой глубиной переработки сосредоточены локально и имеют объем производства до 5 млн т в год. Такие объекты не обеспечивают должный объём производимой продукции и не могут быть подключены к трубопроводам компании. Участники встречи отметили, что для решения указанных проблем необходимо изменить систему расчёта экспортных пошлин, организовать обязательную регистрацию всех российских НПЗ на основе специально разработанных критериев качества производимой продукции, а также разработать эффективную систему контроля за деятельностью НПЗ.
В. Назаров сообщил, что Московский НПЗ, «Киришинефтеоргсинтез» и «Газпром нефтехим Салават» перейдут на сдачу дизтоплива класса 5 в систему «Транснефтепродукта» в третьем квартале 2013 года. По его словам, нефтеперерабатывающий завод «ТАНЕКО» также может начать выпуск топлива класса Евро-5 в третьем квартале 2013 г. При этом В.Назаров подчеркнул, что речь идёт только о частичном запуске по сравнению с тем, что планировалось ранее. По его словам, «ТАНЕКО» заявлял, что будет использовать высокосернистую татарскую нефть, но на заводе не были построены соответствующие установки и переработка этой нефти оказалась невозможна. Сейчас на НПЗ «ТАНЕКО» поступает обычная смесь. В результате, система «Транснефтепродукта» имеет проблемы с загрузкой отдельных участков, мощности которых резервировались под этот завод. По информации В. Назарова, самарские НПЗ «Роснефти» будут готовы к сдаче дизельного топлива класса Евро-5 в систему «Транснефтепродукта» только к 2016 г.
Как сообщил И. Кацал, содержание серы в системе АК «Транснефть» в 2013 г. продолжит увеличиваться. Он пояснил, что это происходит из-за башкирской, татарской и удмуртской нефти, а также из-за того, что около 10 млн т малосернистой нефти отбираются малыми НПЗ. «Нечем компаундировать, так как малые НПЗ отбирает около 10 млн т низкосернистой нефти», - сказал И. Кацал. Помимо этого, 7 млн т сырья хорошего качества направляет на НПЗ «ТАНЕКО», строившийся для переработки высокосернистой нефти. В результате, отправленная на утверждение в Министерство энергетики новая схема грузопотоков предусматривает, что в 2013 г. содержание серы в экспортном направлении по «Дружбе» увеличится с 1,6% до 1,7%, на Новороссийск - с 1,45% до 1,5%, на Приморск - с 1,4% до 1,5%. В сырье, направляемом на самарскую группу заводов, количество серы увеличится с 0,1% до 0,15%. И. Кацал подчеркнул, что повышение содержания серы в нефти снижает стоимость сорта. По данным «Транснефти», за последние два года содержание серы в экспортной смеси в среднем увеличилось с 1,3-1,4% до 1,5%. В частности, в нефтепроводе «Дружба» с 1,4% до 1,56%, в направлении порта Приморск с 1,35% до 1,45%, на Новороссийск с менее 1,3% до 1,4%. При этом, на последнем направлении есть тенденция к росту сернистости до 1,45%. Внутри страны на большинство заводов с высокой глубиной нефтепереработки поставляется сырьё с содержанием серы 1,7%.
И. Кацал заявил, что при введении банка качества нефти «Транснефть» перестанет регулировать потоки внутри системы. «Банк качества как финансовый инструмент бессмысленен для нашей разветвленной схемы. Банк качества эффективен там, где схема линейная, где есть вход и выход без подкачек», - полагает он. В настоящее время на всём протяжении системы 65% нефти составляет сырьё из Западной Сибири, 35% нефти подкачивается по мере транспортировки в западных направлениях. «Это очень большой процент, поэтому рассчитать так, чтобы было всем выгодно, достаточно сложно», - добавил он. «При введении банка качества мы перестанем регулировать потоки внутри системы. Если вводить банк качества как финансовый инструмент, то надо закрыть схему нормальных технологических потоков. Это значит, что «Транснефть» не должна формировать отдельные грузопотоки с отдельным качеством», - резюмировал И.Кацал.