Алексей Миллер:
«Газпром» занимает первое место в стране по инвестициям в инновации
Делегация «Газпрома» во главе с Председателем Правления Алексеем
Миллером прибыла в Томск и приняла участие в работе XV инновационного форума
INNOVUS.
Алексей Миллер выступил на пленарном заседании с докладом:
«Хотел бы отметить, что «Газпром» в нынешнем юбилейном XV
инновационном томском форуме принимает широкоформатное участие. Тому есть
объяснение. Во-первых, Томск, как научный, образовательный, исследовательский
центр выбран «Газпромом» как форпост для реализации Восточной газовой
программы. Во-вторых, сегодня у нас с Томской областью накоплен очень
интересный и, уже можно дать оценку, удачный опыт регионального аспекта
реализации Программы инновационного развития «Газпрома».
Для «Газпрома» нет вопроса в отношении того, инновационная газовая
отрасль или не инновационная. Дело в том, что в лидерах мирового
энергетического рынка, которым «Газпром» является, по определению не может быть
инновационно неразвитой компании. Конечно же, «Газпром» у всех на слуху, все
знают «Газпром», но что собой представляют наши технологии и наше производство
на самом деле представляют и понимают не многие. И люди, которые приезжают на
наши объекты, с удивлением для себя отмечают, до какой степени они
высокотехнологичны. А уровень автоматизации управления, уровень телемеханики,
уровень информатизации компании просто-напросто впечатляет.
Из нашего центрального офиса в «Газпроме» на улице Наметкина, 16 в
Москве мы в режиме реального времени управляем абсолютно всеми режимами добычи,
транспорта, хранения, распределения, поставки газа как на внутренний, так и на
внешний рынки. Сегодня конкурентным преимуществом вертикально интегрированной
компании «Газпром» является скорость принятия управленческих решений. Что
касается управления производством — решения принимаются просто моментально.
В 2011 году «Газпром» разработал и принял Программу инновационного
развития до 2020 года. Цель этой программы заключается в том, чтобы правильно
расставить приоритеты инновационного развития. Как известно, правильно
поставленная цель — это половина успеха. Вот эта программа — в первую очередь,
программа целеполагания. При этом надо отметить, что задач и проблем, которые
мы решаем, достаточно много.
Ключевое слово в стратегии «Газпрома» — это диверсификация. Первое
— это диверсификация наших целевых рынков. Принцип работы компании очень
простой: надо сначала газ продать, а потом добыть, транспортировать и
реализовать потребителю. Второе — это диверсификация наших добычных регионов,
это диверсификация транспорта, диверсификация конечных продуктов реализации.
На базе наших стратегических целевых показателей и разработана
Программа инновационного развития. В первую очередь, хотелось бы выделить
региональный аспект ее реализации. Для нас очень важны сейчас такие регионы как
Восточная Сибирь, Ямал, Арктика, шельф. Условия работы «Газпрома» в этих
регионах, понятно, отличаются от традиционных. Условия применения технологий,
условия работы техники и наших объектов в этих регионах совершенно другие.
Мы пришли на Ямал, запустили Бованенковское месторождение, создали
первые крупные объекты в Арктике. Севернее Бованенковского месторождения на
сегодняшний день ни одного промышленного объекта нет. Конечно, условия работы в
этом регионе существенно отличаются от всего опыта, который накоплен «Газпромом» за последние 40 лет.
Следующее направление инновационных разработок — это добыча. Если
коротко, то это решение старых проблем сероводородосодержащих месторождений —
Астраханского и Оренбургского, это многокомпонентный газ Восточной Сибири, это
низконапорный газ выработанных месторождений и попутный нефтяной газ.
Транспорт. Это морские газопроводы, это повышение надежности и
безопасности эксплуатации газотранспортной системы, хотя она в настоящее время
является самой надежной в мире по признанию всех экспертов — и наших, и
международных. Мы заинтересованы в том, чтобы работать на базе инновационных
решений в области дефектоскопии. Мы заинтересованы в том, чтобы повышать
рабочее давление газопроводов.
Диверсификация конечных продуктов производства. Конечно же, это, в
первую очередь, сжиженный природный газ, это синтетические жидкие топлива из
метана, это газ из твердых пород, в частности угольный метан.
Объёмы инвестирования по программе НИОКР являются реально
масштабными. «Газпром» сегодня занимает первое место в стране. Мы за последние
пять лет в пять раз увеличили объем финансирования. И за прошлый год нами
инвестировано в это направление более четверти миллиарда долларов. При этом в рамках
программы до 2020 года мы планируем выйти на цифру в миллиард долларов, то есть
увеличить в четыре раза. Это хорошая иллюстрация того, что «Газпром» является
серьезным центром генерации спроса на инновации, при этом, подчеркиваю, на
основании программного метода.
Мы ставим амбициозные цели — удельные затраты на транспорт мы
планируем снизить за счет реализации этой программы на 4% к 2020 году, в добыче
— на 5%, в хранении — более чем на 10%, и более чем на 50% в том, что касается
воспроизводства минерально-сырьевой базы.
«Газпром» сохранил свой научно-технический потенциал. В рамках
большого «Газпрома» работает 13 научно-исследовательских и проектных
институтов. В этих научных и проектных учреждениях работает 9 тыс. человек. Но
самое главное, что мы абсолютно открыты к сотрудничеству со всеми структурами,
со всеми компаниями, всеми учреждениями, которые работают в области инноваций.
И сегодня партнерами по реализации нашей программы являются 5 институтов
Российской академии наук, 15 вузов и 28 отраслевых институтов. И самое главное,
мы заинтересованы в том, чтобы привлекался средний и малый бизнес, который
работает в инновационной сфере.
Для нас задача импортозамещения по-прежнему остается актуальной и
важной, хотя «Газпром» уже в настоящее время 90% своих закупок продукции,
оборудования и услуг осуществляет на внутреннем рынке — это поставки наших
отечественных предприятий. Но и из технологий и продукции, которые мы закупаем
за рубежом, без сомнения, мы видим потенциал увеличения доли поставки отечественной
продукции.
Возвращаясь к Томской области, у нас есть Дорожная карта, она
рассчитана на три года. Уже в I квартале 2016 года будем рассматривать первые
результаты ее реализации. Она разделена на четыре последовательных пункта. Первый
— это изучение технологий и продукции, которые производятся в Томской области.
Второй — это оценка соответствия тем требованиям, которые есть у «Газпрома», то
есть имеются в виду технические условия, наши нормативы. Третий — это
конкурсные закупки. Мы все закупки осуществляем на основании конкурсов. И
последний — это мониторинг, уже сам механизм реализации программы.
Результат, уже сегодня могу сказать, хороший. Мы получили большое
количество предложений через администрацию Томской области от предприятий и
научных учреждений региона. С нашей стороны определены возможные объекты
использования этих технологий. Пять заявок уже рассматривается на
финансирование в рамках нашей инвестиционной программы.
Я хотел бы обратить внимание на этот опыт работы Томской области с
«Газпромом» и считаю, что это новый формат нашей работы в реализации наших
инвестиционных планов».
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ»