Российское законодательство пока не позволяет эффективно решать проблему роста задолженности за газ
Совет директоров рассмотрел информацию
о развитии рынка газа в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной дисциплины.
Было отмечено, что средний ежегодный прирост
потребления газа в России за последние десять лет составляет 2–3% и связан, в основном,
с вводом в эксплуатацию новых и модернизированных объектов электроэнергетики, реализацией
Программы газификации, а также освоением новых рынков газа в Восточной Сибири и
на Дальнем Востоке.
В то же время общая задолженность российских
потребителей за поставленный газ по состоянию на 1 апреля 2013 года составляет 165
млрд руб.
Озабоченность вызывает негативная динамика,
демонстрируемая организациями коммунального комплекса (ОКК) — они формируют 30%
общей задолженности. Наиболее сложная ситуация с платежами за газ ОКК сложилась
в Брянской, Владимирской, Московской, Саратовской областях, в Республике Северная
Осетия-Алания, в Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках.
Основной причиной накопления задолженности
ОКК является наличие посредников в цепочке расчетов за потребляемый природный газ
(включая газовую составляющую в тепловой энергии) в виде недобросовестных управляющих
компаний. Для укрепления платежной дисциплины необходимо ввести механизм
обязательного «расщепления» платежей за тепловую энергию. Это позволит выделять
газовую составляющую и перечислять ее через региональные информационно-расчетные
центры непосредственно поставщику газа.
Другой важной причиной является институт
частных операторов котельных, работающих на арендованном имуществе. Распространенным
явлением стало создание фирм-однодневок с минимальным уставным капиталом,
которые, уклоняясь от оплаты за газ, и не имея ликвидных активов, объявляют
себя банкротами. В связи с этим необходимо усиление контроля региональных органов
власти над передачей муниципального имущества в аренду. Следует ужесточить требования
к арендаторам по размерам чистых активов, предусмотрев обязательное страхование
ответственности за неисполнение обязательств.
Еще одной категорией потребителей, которая
оказывает существенное влияние на рост общей задолженности, является население.
Долги населения составляют 37% от общей задолженности. При этом действующее законодательство
не позволяет газоснабжающим организациям ограничивать поставки газа населению даже
при наличии значительной задолженности. Служба судебных приставов не в полной мере
осуществляет взыскания долгов за газ. Так, в 2012 году в адрес должников, период
задолженности которых превысил три месяца, были направлены иски на общую сумму более
36,6 млрд руб. При этом было взыскано 28,2 млрд. руб.
В этой связи необходимо
сформировать законодательно обеспеченный механизм, который гарантировал бы не
только поставку газа, но и его своевременную оплату, в том числе населением.
Серьезной проблемой является и несанкционированный
отбор газа. В 2012 году было выявлено 13,2 тыс. таких случаев на сумму более 408
млн руб. По данным фактам возбуждено более 3,9 тыс. административных и
уголовных дел, возмещено 85 млн руб.
Совет директоров поручил Правлению
продолжить работу, направленную на погашение потребителями задолженности за
поставленный газ, а также на взаимодействие с органами власти для совершенствования
отечественного законодательства в этой сфере. Информацию о результатах данной
работы Совет директоров планирует рассмотреть во II квартале 2014 года.
Справка
«Газпром»
является крупнейшим поставщиком газа на российском рынке, обеспечивая более 70%
общего объема поставок.
В
настоящее время российский рынок газа состоит из регулируемого и нерегулируемого
секторов. ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком в регулируемом
секторе рынка. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат
только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы «Газпром» и поставляемый
российским потребителям.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий