ЮРИЙ ШАФРАНИК: «ШЕЛЬФ ‒ ЗОНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНТЕРЕСОВ»
«Уже в этом году на арктическом шельфе может
начаться промышленное бурение и добыча нефти, ‒ заявляют гринписовцы на своем сайте Save The Arctic (Спаси Арктику). ‒ Это произойдет не где-то, а именно на российском
шельфе. Правительство пытается доказать нам, что добыча арктической нефти – это
прорыв в будущее. Государственные компании «Роснефть» и «Газпром» говорят о
новейших технологиях и о безопасном промысле. На самом деле, нефтяное освоение
Арктики – это большой мыльный пузырь, и если он лопнет,
все экономические кризисы, все аномалии погоды, которые случались раньше,
покажутся детскими игрушками».
Прислушиваться к «зеленым», конечно, надо. Но
развешивать при этом уши, пожалуй, не стоит. Да, в последние годы растёт
сопротивление международных экологических организаций началу освоения ресурсов
арктического шельфа. Дело дошло до проникновений активистов Greenpeace на
морские ледостойкие стационарные платформы (в т.ч. на «Приразломную» в Печорском море) и суда обеспечения.
Но тут важно понимать, с чем
связана такая активность: с реальной обеспокоенностью за хрупкую арктическую среду,
или действительные причины могут быть иными, в том числе политическими.
По мнению председателя Комитета
Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК,
председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, в подобных
ситуациях почти всегда присутствует и тот, и другой аспект: «Большую часть
экологических движений, как мне кажется, представляют люди, переживающие за
будущее Земли. Я вот чем дольше живу, тем чаще задумываюсь об этом. В тоже
время фактор экономической конкуренции, а возможно, и политический фактор
присутствует в арктических акциях экологов. Достаточно задать вопрос: “Почему с
такой же страстью эти люди не занимаются Каспием?” В экологическом плане этот
район не менее уязвим. Возможные проблемы,
а главное, их последствия на Каспийском море могут быть гораздо опаснее,
чем в Арктике. Каспий – это замкнутая экосистема, там расположены основные
запасы осетровых. Огромные площади Каспийского моря имеют глубины не более 5
метров. Если, не дай Бог, на таких глубинах разольется нефть, то про осетровых
придется забыть! Однако, повторяю, в районе Каспия нет такой активности
экологов, как в Арктике.
Поэтому в экологическом движении я вижу “триединство”:
конкуренция, политика и искренние переживания людей. И считаю, если протест искренний – нужно с экологами
работать, максимально учитывать конструктивные идеи и опасения. Мы не имеем
права делать ошибки. Но когда движущей силой протеста явно выступают конкуренты
России с задачей торпедировать или затормозить развитие наших крупных проектов,
то надо реагировать иначе».
Кстати, говорить о возможности промышленного
бурения и добычи нефти на российском шельфе уже в 2013 году могут, в лучшем
случае, отпетые дилетанты. Если что и вероятно, так это разведочное бурение.
Впрочем, немало людей, не охваченных «зеленым поветрием», интересует именно
скорейшая отдача от шельфа в тоннах
нефти и кубометрах газа.
«Большая отдача
заключается уже в стартовой потребности огромного количества
высокотехнологичных рабочих мест, ‒ убежден Юрий Шафраник. ‒ Вдобавок мы
получим ускоренный эффект оживления российской промышленности. Кроме того,
освоение шельфа умножит наш научный потенциал, особенно в области географии,
геологии и океанологии, обеспечит заказами академические институты ‒
конкретными заказами, гарантированными, а не для пополнения архивных полок.
Но тут надо понимать,
что главной целью ближайших 15‒20 лет является никак не получение тонны нефти
или кубометра газа, а масштабное обустройство всего шельфового производства.
Следовательно,
стартовать первыми должны заказчики (начиная с государственных) ‒ все компании
любой формы деятельности и собственности, заинтересованные в конкретных
шельфовых проектах, в соответствующих технологиях и оборудовании. Важно, чтобы
не через 15‒20 лет, а именно сейчас были четко очерчены основные задачи всех
участников «большой арктической игры», чтобы в кратчайшие сроки были определены
контуры ‒ не детали ‒ осуществления невиданного мегапроекта. А по этим контурам
надо, не затягивая, выбирать подрядчиков, организовывать консорциумы с
обязательным привлечением зарубежных партнеров и источников финансирования.
Чтобы, например, корабелы или машиностроители не ждали у моря инвестиционной
погоды, а как можно скорее приступили к работе по заказам. И тогда будущие
тонны и кубометры углеводородов уже в ближайшее время обернутся промышленно-экономическим
подъёмом, который, кстати, в обозримой перспективе избавит нас и от
необходимости приобретать зарубежную технику и технологии».
Эксперт подчеркивает: «Шельф
‒ зона государственных интересов, особенно арктический». И зона государственной
ответственности ‒ политической, экономической. Ответственности за экологию, за
неприкосновенность границ. И за аварии,
которые там опаснее, чем на суше. Какая компания справится с серьезной аварией
в море? (BP ни в жизнь бы не справилась самостоятельно с бедой
в Мексиканском заливе!) Только государство. Да, используя компании, МЧС,
мобилизуя профессионалов и привлекая добровольцев, но ‒ государство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий