В минувшие выходные площадь ледового покрова в Арктике достигала минимального за 2013 год значения, составившего 4,8 млн км2, что гораздо больше, чем в прошлом году, когда лед покрывал лишь 3,4 млн км2.
Столь резкий скачок породил массу слухов: кто-то говорит о конце глобального потепления, для других это «холодный душ» на радужные планы легкой перевозки грузов по Северному морскому пути. По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF), никакой сенсации нет, данный факт никак не меняет взгляды климатологов на глобальные и региональные изменения климата.
В середине сентября площадь льдов в Арктике каждый год достигает минимума (максимум наблюдается в марте). В этом году площадь оказалась на 40% больше, чем в 2012 году. Однако такой скачок - совершенно не сенсация. Во-первых, в прошлом году площадь льда стала рекордно низкой за все годы наблюдений и не удивительно, что на следующий год наблюдается большая ледовитость. Во-вторых, давно замечено, что изменение площади льда в Арктике – хотя и скачкообразный процесс, но с 1970-х имеет сильный нисходящий тренд, связанный с глобальным изменением температуры на планете. Рекорды минимума льдов были побиты в 1983, 1990, 1999, 2002, 2005, 2007 и 2012 гг. В промежутки между этими годами площадь льдов было несколько больше, но все равно в целом уменьшалась. Так, площадь льда в 2013 г. была гораздо меньше, чем в любой год до 2007-го.
«Сейчас учёные завершают подготовку обширного доклада о физической природе изменений климата, который выйдет в конце сентября. В нем в качестве фактора на первое место ставится океан, а именно, его прогрев из-за антропогенного усиления парникового эффекта. А температура воздуха или площадь льдов – это вторичные параметры, подверженные различным колебаниям», - комментирует руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.
«То, что в 2013 -2014 гг. площадь льдов в Арктике больше, чем в 2012 г., совершенно логично и скорее подтверждает, чем подрывает модельные прогнозы, согласно которым в сентябре Арктика будет полностью освобождаться ото льда, но лишь через несколько десятилетий».
По мнению WWF, на ближайшую перспективу крайне опрометчиво говорить о легком и свободном судоходстве по Северному морскому пути. Свободным ото льда путь будет лишь в отдельные недели отдельных лет, не более. При этом будет возрастать и волновая нагрузка на портовые сооружения и иную прибрежную инфраструктуру, усилится абразия берегов. Желание развить здесь активную деятельность, не приняв должных мер безопасности, может привести к чрезвычайным ситуациям. Последняя авария с танкером Nordvik – лишнее тому подтверждение, считают в WWF.
Проводка атомными ледоколами позволит повысить безопасность арктических перевозок, но стоит порядка 100 тыс. евро в день, и она с запасом может съедать всю выгоду от более короткого пути из Европы в Японию и Китай. Очень велики и риски разливов нефти, которые невозможно полностью ликвидировать в ледовых условиях.
«40%-й скачок ледовитости в 2013 году по сравнению с 2012 г. - не новость для климатологов. Это скорее сигнал для бизнеса, политиков, широкой публики, что не надо ждать постепенного и приятного потепления, нам грозит гораздо худшее – резкие скачки погоды, более частые и сильные опасные метеорологические явления. Тем более в Арктике, к освоению которой надо подходить с крайней осмотрительностью», - добавляет Алексей Кокорин.
Вскоре после аварии танкера Nordvik, WWF направил в МЧС РФ замечания к проекту постановления Правительства РФ о правилах предупреждения и ликвидации аварийных нефтеразливов.http://www.wwf.ru/resources/news/article/11553
Комментариев нет:
Отправить комментарий