Состоялась презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет»
6 декабря на аэродроме «Раменское» (г. Жуковский) состоялась презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», оснащенного оборудованием и приборами геофизического мониторинга атмосферы. Cамолет-лаборатория создана в России впервые за четверть века. В презентации приняли участие представители Правительства Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, многочисленные СМИ.
«Без качественного мониторинга невозможно решить ни одной экологической проблемы, об этом много говорилось на Съезде по охране окружающей среды, который два дня назад завершил свою работу. И вот уже на этой неделе мы получили очень качественную летающую лабораторию, позволяющую измерить столько параметров, сколько не может получать ни один космический аппарат», — пояснил значение технической новинки Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
«Создание такого уникального многоцелевого самолетного комплекса не прихоть Росгидромета, а требования, выдвигаемые самой природой нашей страны, её огромными размерами, существованием на её территории обширных труднодоступных районов, где также необходимо осуществлять контроль геофизической обстановки. Актуальность создания самолета-лаборатории ЯК-42Д определяется хотя бы тем обстоятельством, что только в период его постройки с 2010 по 2013 гг. в непосредственной близости от границ Российской Федерации произошли две катастрофы, природная — извержение вулкана Эйяфлайокудль в Исландии и техногенная — авария на атомной станции Фукусима в Японии, которые выявили острую необходимость выполнения оперативного контроля состояния атмосферы и поверхности», — отметил руководитель Росгидромета А.В.Фролов.
Як-42Д «Росгидромет» подготовлен ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева», входящим в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Заказчик — Государственное учреждение «Центральная аэрологическая обсерватория», входящее в состав Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Летающая лаборатория построена на базе пассажирского самолета Як-42Д, доработанного для размещения оборудования геофизического мониторинга атмосферы Земли. Самолет оборудован более чем 100 приборами и датчиками, позволяющими измерять десятки различных параметров атмосферы, в том числе, выполнять контроль газового и аэрозольного состава воздуха, измерений радиоактивных загрязнений, проводить радиолокационные исследования, измерять электрические характеристики атмосферы.
Работу над оснащением самолета вели десятки отечественных организаций, ряд институтов Российской академии наук, а также иностранные поставщики оборудования.
«Благодаря построенному ОАК и заводом им. Мясищева новому самолету-лаборатории российские ученые получат новые возможности в изучении таких глобальных вопросов, как изменение климата, техногенного воздействия человека на атмосферу. Возможностей для новых открытий в изучении атмосферы земли у отечественных ученых стало больше», — отметил исполнительный вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Александр Туляков.
Справка:
Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д (борт № 42440), построеном в 2002 году на Саратовском авиационном заводе. В 2011 году приобретен ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» переоборудования в самолет-лабораторию. Налет самолета — менее 1500 часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» были проведены работы по продлению ресурса Як-42Д, монтаж рабочих мест операторов и установка на крыле пилонов для обтекателей с оборудованием, стеклоблоков оптических окон на фюзеляже и воздухозаборных устройств.
Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» предназначен для решения следующих задач:
• геофизический мониторинг атмосферы;
• проведение научных и прикладных исследований в области физики и динамики облаков, активных воздействий на облака и туманы;
• исследования и мониторинг загрязнений атмосферы;
• исследования процессов в пограничном (на высотах до 300 метров) слое атмосферы;
• контроль климатообразующих факторов в свободной атмосфере;
• дистанционное зондирование подстилающей поверхности земли и океана;
• валидация данных спутниковых измерений параметров атмосферы и подстилающей поверхности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий