Иван Грачев: Налоговый маневр сводит на нет главное естественное преимущество нашей страны
Сообщается,
что Министерство финансов и Министерство энергетики согласовали между собой
начало нового этапа налогообложения в нефтяной отрасли. На сей это называется
«налоговый маневр». Известно, что нефтяные доходы в основном формируются за счет федерального налога на
добычу полезных ископаемых (НДПИ) и доходов от внешнеэкономической деятельности
(экспортных пошлин на нефть). Между тем, доходы эти формируют практически
половину (48%) национального бюджета России. И когда в столь значимой сфере,
готовятся революционные, по сути своей, преобразования – благоразумно на всякий
случай подумать о всех возможных последствиях. Об этом мы и побеседуем с
председателем Комитета Госдумы по энергетике Иваном Грачевым.
- Иван Дмитриевич, насколько досконально
все продумано в этой схеме, в которой рассматривается вариант снижения
экспортной пошлины при одновременном повышении НДПИ?
-
У ныне существующей, и еще работающей системы налогообложения, какая бы она там
ни была – есть два очевидных преимущества. Прежде всего, более низкие цены на
энергоносители внутри страны, гарантированно низкие. Пусть КПД у нас похуже, но
цены на первичные энергоносители - ниже. И это на самом деле громадное
конкурентное преимущество. А вообще говоря, в стратегии развития любой страны
все начинается с оценки своих естественных преимуществ. И их использования. А
при этом решении, главные естественные
преимущества Российской Федерации по существу сводятся на нет. То есть самое
главное конкурентное преимущество нашей страны хотят этим налоговым маневром
обнулить.
- Говорят, что Минфин и Минэнерго
спорили очень долго.
-
Я не скажу, что они долго спорили. Мне кажется, в главном они как раз
единодушны. Цель одна - введение налога на финансовый результат. И в Минфине, и
в Минэнерго систему налогооблажения добавленного (или дополнительного) дохода
считают универсальным механизмом. И выступают за скорейшее ее применение. Но
существует одна деталь. Даже разработчики этой новой системы налогообложения не
раз в своих работах подчеркивали, что ведение каждой из мер должно быть
тщательно просчитано и апробировано на целом ряде пилотных проектов.
- Однако невольно создается
ощущение какой-то торопливости...
-
Когда под различными предлогами говорят, что решение, от которого в
значительной степени зависит будущее страны, «надо принимать в ближайшие дни» -
у меня это вызывает, мягко говоря,
изумление. Я не считаю, что новая
система прошла какую-то апробацию. Президента просто пытаются поскорее убедить,
чтобы он дал свое принципиальное согласие. А дальше уже, как говорится, детали.
Да, существует проблема динамики доли трудноизвлекаемых запасов, проблемы уменьшения дебитов скважин и
прочего. Однако мы должны думать о том, как повлияют эти новые налоги на
освоение огромных, часто пустующих, наших северных и восточных территорий. А сейчас
это для страны одна из основных задач.
- Кстати, глава «Роснефти» Игорь
Сечин на комиссии по развитию ТЭК при президенте как раз назвал эти налоговые
решения «ситуативными».
-
Я абсолютно согласен с Сечиным, что такие налоговые маневры напрямую
противоречат задачам по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Не буду
повторять того, что он перечислил на упомянутом заседании, а выскажу то, что
меня тут беспокоит. Логика в этих предложениях Минфина, теперь уже и Минэнерго,
вроде бы очень красивая – стимулировать применение интегрированных методов
увеличения нефтеотдачи, роста коэффициента извлечения нефти. Да, это
необходимо. Но нужно все продумать до деталей, а продумав – экспериментально
испытать - голые ссылки на чужой опыт не помогут. К чему приводят непродуманные
меры, мы наблюдаем на примере громкой кампании по энергоэффективности. Хотели
сделать, как у немцев и англичан, а гора родила мышь. Вот и тут предлагается
чужой опыт наложить механически на нашу почву. А на самом деле все в этой
задумке элементарно: если месторождение истощенное
и его осваивать трудно, и нет прибыли, но при это используются сложные методы
увеличения нефтедобычи - физико-химические, тепловые, либо, допустим, тот же гидроразрыв
– налог окажется маленький. А там, где используется естественная энергия
месторождения, потому что оно новое и хорошее, и огромная прибыль - налог будет
большой. Вот и вся арифметика.
Между тем логика расчета
доходов от реальной прибыли лишь внешне выглядит привлекательной. Опыт с СРП на
практике нам показал, что иностранные компании, у которых квалифицированные
оценщики и юристы, учатся мгновенно обнулять прибыль. А затем долгие годы «бесприбыльно»
работать на любых месторождениях. И новая система налогооблажения, этот
«налоговый маневр», как раз и обеспечивает уход от налогообложения всем
поднаторевшим в юридических и оценочных делах крупным компаниям. Что на
Сахалине, повторяю, уже происходило. И там, хочу всем напомнить, приходилось
даже специальные решения принимать, чтобы пошли хоть какие-то налоги на Сахалин
и в Россию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий