Иван Грачев: Мы готовили свод законов в расчете на то, что они лягут в основу Национального проекта…
Скоро ровно пять лет, как группа парламентариев, в которую
входили Ж. Алферов, О. Дмитриева, С. Колесников, и наш сегодняшний собеседник,
депутат Иван Дмитриевич Грачев, внесли в Госдуму пакет законопроектов
"Инновационная Россия". В проекте предлагалось существенно уменьшить
налоги всем, кто занимается инновациями. «Блок из 15 законов должен открыть
дорогу экономике знаний» - сообщали в те дни ведущие издания России. Затем,
однако, сообщения об этом документе затерялись в информационном потоке, и со
временем вовсе перестали звучать.
- Иван Дмитриевич,
помнится, что пять лет назад это был целый свод законов, заметно улучшавших
условия инновационному бизнесу. К работе привлечены были серьезные люди, причем
из разных фракций, что крайне редко случается – куда же в итоге все подевалось?
- Все произошло ровно так, как раньше происходило со многими
другими законами – ну например, как с законом об упрощенном налогообложении, который все
называют «упрощенкой».
- Да, кстати, ведь вы
являетесь автором этой «упрощенки»…
- Да, законопроект по «упрощенке» пролежал какое-то время,
но потом привлек внимание правительства. Это был конец эпохи Бориса Ельцина, когда Владимир
Путин еще не стал Президентом, занимая пост премьер-министра, и реально искал
возможности помочь бизнесу. В итоге тогда правительство заинтересовалось и моим
законопроектом, взяв его фактически за основу.
- Так же случилось и
с проектом «Инновационная Россия»?
- Нет, здесь гораздо хуже. Мы сдали в правительство свод из
15-16 налоговых законопроектов, которые поначалу не были поддержаны (по факту,
думским большинством). Но через некоторое время к этому пакету проявили интерес
в администрации президента (тогда главой страны был еще Дмитрий Медведев). Они
с нами проконсультировались и, спустя какое-то время, наши законопроекты все же
были использованы. Де-факто, они легли в основу системы налогового обеспечения
«флагманского проекта российской модернизации», как недавно у нас именовалось обычно
«Сколково». При этом некоторые положения были преобразованы даже в лучшую
сторону, я это признаю. Однако главное, к сожалению, оттуда все же выпало.
- Что именно?
- Мы делали свод законов для всей страны, а не под один
конкретный проект. Недаром он у нас именовался «Инновационная Россия». В стране
ведь, кроме Сколково, есть и Саров, и Новосибирск, и Жуковский – целый массив
наукоградов и академгородков, где много молодых и зрелых ученых. Облегченное
налогообложение открыло бы им совершенно новые возможности – причем, в главном,
для чего достаточных условий даже в советские времена никогда не было. Имею в
виду внедрение научных достижений. На этом поле им с налоговой свободой
открывалось солидное пространство для маневра.
- Но главное ли тут
налоги? Может быть, следует, действительно, побольше из бюджета выделять на инновации…
- Когда речь идет о науке, то в нее, безусловно, следует
постоянно вкладываться, потому что чем больше вложили, тем больше потом
получим. Наука требует прямых бюджетных вливаний. Но научная деятельность и
инновационная деятельность - это два разных вида деятельности. И это следует
четко разграничивать, особенно когда дело идет о налогах и финансах. Если наука - это превращение денег в
знание, то инновации, наоборот - превращение знаний в деньги. Два разных
вида деятельности, я повторяю, с разными способами компенсаций рисков. Прямые
вложения в инновации, как правило, не столь эффективны, они рискованные. Девять
из десяти обязательно будут ошибочными. И риск этот, как в случае со
сколковским проектом, ляжет на государство, в немалой степени. Конечно,
вкладываться из бюджета тоже нужно, но всегда следует выбирать то, что эффективнее,
согласитесь.
Для инновационной деятельности гораздо эффективнее налоговые
и таможенные льготы, беспрепятственный и упрощенный доступ к инфраструктуре. То
есть, совершенно иные способы, которые требуют совершенно иных законов. Если вы
собираетесь на корню ограничивать эту деятельность с помощью экспертных, или
каких угодно советов, то этим вы ограничите, соответственно, и саму вероятность
большой отдачи, крупных достижений.
Кстати, с бухгалтерской дотошностью, из свода наших
законопроектов выброшены и другие важные новеллы.
- А можно несколько
конкретных примеров?
- Пожалуйста. Предприятие покупает патент. В странах, где на
деле заботятся о развитии, эти деньги налогом на прибыль не облагаются. У нас
они облагаются.
Или приобретение экспериментального оборудования. В любой
стране, где серьезно думают об инновационной экономике, сумма эта будет изъята
из налогообложения. Соответствующий закон нами был внесен. Правительство его
выкинуло – по его мнению, платить нужно. И теперь две цифры, для пояснения
итогов. Мировой спрос на российское сырьё примерно триллион долларов, спрос же на
российские инновации вряд ли больше 10 миллиардов долларов. Разница просто ошеломляющая.
Мы имеем сегодня отрицательную динамику в экономике с минимальным ростом ВВП. А
если правильно посчитать, то и рост крайне сомнительный. И все чаще это называют «вторым застоем».
Россия проедает свой потенциал - страна прирастает в 5 раз
меньше, чем тратит. Но даже большинство сырьевых стран стремится
перераспределять ресурсы так, чтобы они развивали экономику знаний. Например, в
Объединённых Арабских Эмиратах все предприятия инновационной сферы вообще
освобождены от налогов…
- Но давайте вернемся
к своду законопроектов "Инновационная Россия", который был пять лет
назад предложен вами и вашими союзниками. Способствуют ли ныне существующие законы
развитию инновационной деятельности, или мы на той же развилке, что и 5 лет
назад?
- Пять лет назад был создан действительно свод законов,
объединенных общей идеей. Мы готовили законы в расчете на то, что это станет
Национальным проектом… Не случилось, главное так неиспользованным и лежит.
И никакого продвижения с инновациями – это не я один говорю.
А идея, между тем, жива. И она эффективна, потому что не требует, как я уже
сказал, от бюджета прямых вложений. Ведь когда инновациями занимается
государственная корпорация - это именно те самые бюджетные вложения. А при
вложениях в инновации всегда присутствует риск - девять из десяти, как я выше
сказал, могут быть ошибочными.
Соответственно, гораздо эффективнее дать налоговые льготы:
если малое предприятие не поднялось - бюджет ничего не теряет. Но многие
поднимутся, и двинут вперед насквозь проржавевшую за 23 года машину. И мы к
этому обязательно вернемся.
Беседу
вел Анвар Тавобов
Комментариев нет:
Отправить комментарий