Иван Грачев: Три причины, по которым газопровод «Сила Сибири» выгоден России
Как сообщалось, дан
старт строительству газопровода «Сила Сибири». Трубопровод, по которому
российский газ будет поставляться в Китай, станет также газотранспортной
системой для центров добычи голубого топлива в Иркутской области и Якутии,
сообщает ИТАР-ТАСС.
- Моя исходная оценка,
что этот проект России выгоден, - говорит председатель
Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. – Тому есть три основные
причины.
Первое.
У нас шло убывание населения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Это факт.
И тенденция никак не переламывалась. Потому проект, по классу и мощи
сопоставимый с тем, что было у нас на
Ямале – на мой взгляд, в кратчайшие сроки обеспечит тут перелом.
Посмотрите на сегодняшний Ханты-Мансийск – сегодня один из самых динамичных в стране городов, в том числе по
рождаемости. Один из самых демографически благополучных городов. Я уверен, что
в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке есть все шансы на такое же развитие
событий.
- Прежде чем вы назовете вторую причину, я бы хотел вам представить
условного оппонента. Это Владимир Милов, бывший заместитель министра
энергетики. Выступая на «Дожде» он назвал в целом проект с КНР не слишком
продуманным и даже торопливым. Аргументы - цены на газ и большие расстояния.
- Второе, о чем хотел я сказать, это как раз цены и расстояния.
Сначала о ценах. Цены сопоставимы с европейскими. Разные косвенные данные
позволяют оценивать их в 350, примерно, долларов за тысячу кубометров. Что касается
расстояний - несмотря на то, что говорится о 4 тысячах километров, само по себе
расстояние от Чаянды до китайской ветки – чуть больше 2 тысяч. А это
существенно, это принципиально ближе, чем от Ямала до Берлина.
И если кто-то, в том
числе коллега Милов, сомневается, то он просто должен прикинуть, сколько летит
самолет от Ямала до Берлина.
-
И получит примерно 6 часов…
- Да. А от Иркутска до
Хабаровска, до ответвления этой ветки – где-то около 2 часов. Есть разница?
Есть. Огромная разница в расстоянии до точки продажи. И в этом смысле 350 для
Китая и 380 - для Германии, допустим, – цифры абсолютно сопоставимые.
-
А третья причина?
- Третье. В Европе не прекращает доминировать тенденция на дальнейшую
либерализацию рынков газа. Доминирует базовая идея, что все долгосрочные
контракты – это архаизм и от них надо избавляться. Доминирует идея, что надо
руководствоваться рыночными сигналами, сигналами со спота. Причем, все в
большей степени - вплоть до полного аннулирования долгосрочных контрактов.
Эта идея – она
абсолютно утопическая. С точки зрения изменчивости цены, колебаний, а следовательно
и рисков для инвестиций - она такова, что доведет Европу до краха, если ее они
реализуют в полном объеме. Но она заодно и нас прихлопнет, потому что и наши
инвестиции все подвиснут, имея в виду северные месторождения. Вот «Штокман» же подвис в свое время – все
остальное тоже может запросто подвиснуть.
А Китай – он достаточно
четко говорит о 30-летнем контракте. По стабилизированным объемам, в 38 млрд
кубометров, с дальнейшим расширением. По стабилизированным ценам. На мой
взгляд, это важнейший фактор, который многое перевешивает.
-
А у вас есть уверенность, что проект будет реализован?
- Я видел эту трассу от
Талакана, где наши трубы нефтяные. Видел, в каком она состоянии, видел команды,
которые там работают. Видел дороги. У меня стопроцентная уверенность, что программу
реализуют в установленные сроки.
- А откуда такая сумма огромная – в 55 млрд долларов затрат на то, чтобы
построить новые трубы?
- Предполагается также строительство
двух крупнейших газохимических комплексов. Один в районе Владивостока, ближе к
океану. А один непосредственно на месторождении. Я думаю, это очень важно.
Потому что одно дело гнать газ просто по трубам в Китай и другое – все
химически нужное от него отобрать, и гнать уже сухой газ. Но тут требуется дальнейшее обсуждение. Потому
что там же, в Иркутской области, работают у нас два хороших комбината, где еще
в советское время было многое сделано для того, чтобы дальше им расширяться.
Соответственно, когда мы говорим о 4 тысячах километров газопроводных труб, то
возможно часть этих труб будет использована и для задействования старых
комбинатов. Мне представляется, что этот вопрос следует специально обсуждать, причем
глубоко и предметно. Надо строить, конечно, и новые комплексы, но и старые не
бросать, а модернизировать. И это надо обсуждать, потому что неправильно было бы
вот так сразу отказаться от того, что
уже есть, что уже функционирует.
-
Кстати говоря, Милов назвал факт: Россия на 8 месте в мире по производству
сжиженного газа. И высказал здравую, на мой взгляд, мысль, что следует
увеличить число таких комплексов и продавать Японии газ на 200-300 долларов
дороже.
- Ну, я сам давно
говорю о строительстве комплексов по переработке и сжижению, И о поставках газа
в Японию и остальные страны АТР. Однако, когда Милов указывает на какую-то
«дельту» между ценой для Китая и для Японии – тут он немного путает понятия.
Если он профессионал, то должен знать, что речь идет о трубном, т.е. обычном газе
для Китая и о сжиженном газе для Японии. То есть о разных вещах. Сам процесс
сжижения – он тоже стоит денег, примерно 200 долларов –
чуть меньше, чуть больше…
Хотя на мой взгляд,
сама по себе мысль о том, что и на Востоке надо стремиться к диверсификации,
когда речь идет о потребителях – это верно. И все это понимают, и наш комитет
давно уже конкретно в этом направлении работает. Кстати, мы не скрываем это в
том числе и от наших китайских
партнеров. Потому что и на Востоке быть заложником одного какого-то потребителя
– это глубоко неправильно, сам об этом говорю много лет. Следовательно, если
Японии нужно от нас порядка 70 миллиардов кубометров газа – значит, надо
договариваться. И не только о сжиженном газе. Вспомните, как 33 японских парламентария
(с многими из которых я общался) обратились к своему премьер-министру с
предложением договориться с Россией о трубопроводе с Сахалина. Думаю, очень
правильная идея.
Записал
Анвар Тавобовhttp://qwertypay.com/go?prod=1539&aff=bask
Комментариев нет:
Отправить комментарий