http://www.viglink.com/

среда, 15 апреля 2015 г.

Жизнь, отданная трассе

https://bask13.globus-inter.com

24 апреля 2015 года исполняется 80 лет Владимиру Григорьевичу Чирскову – известному строителю, экономисту, учёному, талантливому управленцу-организатору…


«Трасса жизни» – называется его книга о себе, о жизни, о тех делах, с которыми он сроднился, о грандиозных проектах, в которых ему пришлось принимать участие в должностях механика, начальника отдела Главка, руководителя Главного территориального производственного управления по строительству магистральных трубопроводов в районах Севера и Западной Сибири, Министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, члена Бюро по топливно-энергетическому комплексу Совета Министров СССР.

Родился Владимир  Григорьевич в Питерском районе Саратовской области. В то время шла война, она была совсем рядом – в шестидесяти километрах был Сталинград…  Во время затишья люди, в их числе и семилетний Владимир, занимались своими обычными делами – с удесятеренной, как ему помнится, энергией выращивали  хлеб. Хлеб нужен был фронту, и это было заботой номер один.
На пути в его школу была стройка – керосинопровод Астрахань – Саратов, имевший огромное значение для фронта. Владимир, естественно, не мог предположить, что когда-нибудь встретится с людьми этой стройки, что многие из них станут его соратниками на долгие годы. Эта встреча с «трубой», впоследствии ставшей делом всей его жизни, была символической.
После войны он окончил Саратовский нефтепромысловый техникум, впоследствии – Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, стал доктором технических наук.
А первой его встречей с настоящим делом стали Туймазинские нефтяные залежи. Там, в перспективных районах освоения татарской и башкирской нефти, остро ощущалась нехватка кадров. В 1955 году Владимира Чирскова  назначили механиком строительного управления  в тресте «Туймазынефтестрой».
Нефтеносная жила Татарии в те годы начала скудеть. Ишимбайское месторождение Башкирии тоже клонилось к закату. В 1956 году дала нефть скважина, расположенная между деревнями Арлан и Ашит на Туймазинских промыслах. Это было многообещающее нефтяное месторождение Большой Арлан.
С палаток начинал строить В.Г. Чирсков в Башкирии город Нефтекамск. А через несколько лет также пришлось осваивать необжитой Тюменский край. Вспоминая, как начиналось становление в Западной Сибири одной из самых крупных в мире топливно-энергетических провинций, В. Чирсков, по его же словам, – «набивая, как говорится, синяки и шишки, постигал науку управления производством, нашел много верных помощников и друзей, окончательно определил и своё место в жизни».
Это был один из труднейших, но счастливейших периодов жизни, по его признанию. В сентябре 1966 года его назначили начальником отдела механизации Главтюменнефтегазстроя. Сегодня говорить, что было тяжело – значит не сказать ничего. Цитируем автора книги «Трасса жизни»: «Созданная для иных природно-климатических условий техника не выдерживала схватки с болотами, мерзлотой, бездорожьем, суровыми холодами. Вдобавок отсутствовала необходимая инфраструктура. Не было дорог, аэродромов, складов, ремонтных баз. Но и хозяева техники – организации главка – заслуживали упрека. То и дело попадались на глаза разграбленные, утопленные, попросту брошенные в тайге механизмы. Расчетов по техническому обслуживанию, планово-предупредительным ремонтам не было. Не доходили руки и до обучения кадров механизаторов. Заниматься этим всем, по сути, было некому. На уме у руководителей инженерных служб трестов и строительных управлений одно – то, за что каждый день жестко спрашивается: ход строительства, ввод объектов добычи нефти. Встречаясь со мной, руководители подразделений напирали на слово «дай». Дай новые экскаваторы, автокраны взамен вышедших из строя. Становилось очевидным, что если не переломить такой порядок вещей, тюменская стройка превратится в огромную свалку преждевременно загубленной техники».
Нужны были новые идеи, новые инициативы, нетрадиционные организационные решения. Они появлялись. Но все это предстояло доказывать. По ходу дела, появлялись новые производственные управления, такие как трест «Тюменгазмеханизация», который в 1967 году предложили возглавить В.Г. Чирскову. Затем Главное территориальное производственное управление по строительству магистральных трубопроводов в районах Севера и Западной Сибири. Должность начальника главка вновь была предложена В. Чирскову, который уже пользовался в отрасли, в отраслевом штабе в Москве большим авторитетом и уважением.
– Соглашайтесь, – дружески советовал Б. Е. Щербина – первый секретарь Тюменского обкома КПСС. – Рассчитывайте на нашу помощь. Вас рекомендует областная партийная организация.
– А что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы резко ускорить строительство трубопроводов в Западной Сибири? – спросил Владимир Григорьевича уже в Москве секретарь ЦК партии В.И. Долгих.  Чирсков уверено, потому что хорошо и глубоко знал эту проблему, начал перечислять: создать технику для покорения болот и вечной мерзлоты, автоматизировать сварку, отказаться от битума при изоляции труб, перейти на полимерную пленку...
Объёмы работ в Западной Сибири резко росли, возникла необходимость создать в Тюмени Главное производственно-распорядительное управление – практически штаб тюменской стройки, подчиненный заместителю министра, который должен был по всем вопросам курировать здесь всё без исключения. Весной 1978 года Чирскову была предложена эта должность. После колебаний он все же дал согласие… Ему было тогда 43 года.
В 1984 году В.Г. Чирсков вошел в состав Правительства СССР, став Министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Ему тогда ещё не было 49 лет, он был одним из самых молодых министров.
«Создание в короткий исторический срок Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в сложнейших природно-климатических условиях и в необжитом регионе является крупнейшим достижением Советского Союза, великим подвигом советских людей. История не знает ни таких темпов, ни таких масштабов добычи нефти, газа и строительства трубопроводных систем…
 Это дело государственного масштаба и огромной исторической значимости, которое было совершено в основном при жизни одного поколения. Это уникальный случай, и счастливы те, кому выпала удача жить и работать на тюменском меридиане в наиболее созидательные 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века.
В настоящее время дни и ночи энергия тюменских недр вливается в стальные артерии страны, неся людям тепло и свет, укрепляя могущество Родины. Верится, что в последующие времена не ослабнет пульс в этих магистралях, ставших артериями жизни для сотен тысяч советских людей, поднявших этот край, поставивших его огромные ресурсы на службу нынешнего и будущих поколений», – написал впоследствии Владимир Григорьевич в своей книге «Трасса жизни».  В этих словах его судьба, его нравственная и профессиональная позиция, его жизнь, целиком отданная ТРАССЕ.
В последние реформаторские годы после распада Советского Союза Владимир Григорьевич Чирсков трудился в должности  президента Внешнеэкономической ассоциации «Внештрубопроводстрой», а ныне он – Почетный Президент Российского союза нефтегазостроителей.
Родина высоко оценила труд В.Г. Чирскова наградами:  орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, многими медалями, званиями лауреата Ленинской и Государственной премий, премий Совета Министров СССР.

Пресс-служба Союза нефтегазопромышленников России

Комментариев нет:

Яндекс.Метрика

/>img src="http://a.1letushov.ru/files/2013/07/banner_fastmoney-4.gif"width="200" height="200" border="0">

/>img src="http://a.1letushov.ru/files/2013/07/banner_fastmoney-4.gif"width="200" height="200" border="0">