Ещё раз про
нефтесервис
3 июля в Госдуме
РФ состоялось заседание Консультативного совета по взаимодействию предприятий
нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности при председателе
Комитета Госдумы по энергетике. Темой совещания стало обсуждение ситуации на
российском рынке нефтесервисных услуг и профильного оборудования. В мероприятии
приняли участие около ста человек, включая представителей Минэнерго, ФАС,
Минприроды, представителей российских и иностранных нефтесервисных компаний,
предприятий по производству профильного оборудования для нефтегазового
комплекса, менеджеров нефтяных и газовых компаний из числа заказчиков услуг
нефтесервиса, а также общественных и экспертных организаций.
Участники
обсудили ряд проблем, которые стоят перед отечественным нефтегазовым сервисом,
включая необходимость господдержки отрасли, налаживание тесного и прозрачного
взаимодействия между заказчиками услуг и подрядчиками, обеспечение выгодных
условий финансирования проектов, своевременной оплаты заказа. Кроме того
обсуждалась проблема износа оборудования, в частности бурового, демпинг заказчиков
по ценовым условиям договоров с подрядчиками и т.д.
Открыли
заседание председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев и
сопредседатель Консультативного совета, депутат Госдумы Андрей Крутов.
Основной доклад
конференции представил заместитель гендиректора Сибирской сервисной компании
Алексей Канашук. По его словам, объём рынка отечественного нефтесервиса сегодня
составляет более $25 млрд. При этом российские компании находятся в условиях жесткой
конкуренции с западными сервисными компаниями «большой четверки»: Schlumberger,
Baker Hughes, Wetherford,
Halliburton. Добывающие компании стали заказывать оборудование в Китае из-за
его выгодной цены и качества. Объём же производства бурового оборудования
отечественных лидеров рынка снижается. Только на заводах «Уралмаш НГО Холдинга»
в 2012 году было произведено всего 30 буровых установок (350 в 1990 году). При
этом износ отечественного эксплуатируемого оборудования составляет до 70%.
По словам г-на
Канашука, производить обновление такого оборудования накладно: кредиты дороги,
заказчик не готов вкладываться в инвестиционную составляющую модернизации,
платежи задерживаются, а слишком краткий срок контрактов (всего год), не
позволяет осуществлять долгосрочное планирование деятельности. Среди озвученных
им предложений – заключать долгосрочные договора с заказчиками: от 3-5 лет,
уменьшить максимальные штрафные санкции для подрядчиков, включить в контракты
инвестиционную составляющую, ввести господдержку отечественного производителя,
включая выдачу дешевых кредитов под производство профильного оборудования (до
5%). Кроме того он предложил разработать госпрограмму по утилизации устаревшего
бурового оборудования.
Председатель правления
ОАО «Машпром» Эдуард Гарибян посетовал на низкое качество российского бурового
оборудования. По его словам, гарантийные сроки отечественных насосов для
нефтегазовой промышленности составляют всего полгода против 20 лет у западных
производителей, а менять условия работы производителям и сервисным компаниям не
выгодно. По его словам, заказчики сами не сильно заинтересованы в модернизации
оборудования, так как им выгодно дешево платить за сервис на текущей, пока
работающей, хоть и изношенной технике.
По словам директора
департамента компании НОВАТЭК Эдуарда Тропина, компании-заказчики готовы
заключать контракты на срок 2-3 года, возможно и до пяти лет. По его мнению,
необходимо консолидировать законодательные и другие инициативы, прозвучавшие на
совещании. И выработать единую позицию. Пока налицо явная несогласованность
между заказчиками и подрядчиками: компании, научное сообщество и другие
заинтересованные стороны предлагают порой не совсем то, что нужно рынку.
Замначальника управления
по добыче газа и газового конденсата «Газпрома» Валерий Артеменко утверждает,
что компания готова работать с отечественными производителями бурового
оборудования, но при условии, что оно будет не хуже по качеству и не дороже по
цене, чем западное. Менеджер привел пример такого замещения канадского
оборудования российским, однако подчеркнул, что затраты по испытаниям и
производству легли на производителя. «Газпром» не готов авансировать
перевооружение технического парка подрядчиков без гарантий того, что они и
далее будут производить работы для компании. Компания активно инвестирует в
собственные сервисные структуры, а с другими готова работать на рыночных
условиях.
Представители
как заказчиков, так и подрядчиков, а также чиновники и экспертное сообщество
были солидарны в том, что господдержка нефтесервиса необходима, но единого мнения какой она должна быть, участники совещания не выработали. Подрядчики приводили в пример власти Китая и Норвегии, которые
поддерживают отечественных производителей оборудования и услуг в области
нефтегазового рынка, способствуют выдаче дешевых кредитов и вводят процент
ограничения импорта в этой области, в том числе меры таможенного регулирования.
Заказчики говорили, что готовы поддерживать отечественного производителя при
условии, что он предоставит оборудование и качество услуг по уровню и цене не
хуже западного, и при этом сам вложится в модернизацию своего оборудования.
Добывающие компании готовы финансировать только «свои» сервисные структуры.
Подрядчики же пеняли на высокую конкуренцию с крупными западными сервисными
компаниями и ценовой демпинг со стороны заказчиков.
Примерно такое
же расхождение в вопросе ограничения минимального срока контрактов. Подрядчики
хотели бы долгосрочных контрактов на 3-5 лет, а заказчики пока заключают
договора максимум на год. А на словах готовы перейти на 2-3 летние соглашения.
По итогам встречи
принята резолюция, которая во многом созвучна резолюция совещания от 7 июня (мы
об этом совещании сообщали).
С резолюцией от 3 июля в итоге согласны далеко не все участники совещания.
По-видимому, документ будет дорабатываться, но некоторые его составляющие возможно
будут учтены в последующей законодательной работе.
Резолюция совещания
Участники совещания
считают, что для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом
сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе:
— Минэнерго России
сформировать систему координации деятельности нефтесервисных компаний и
поставщиков нефтегазового оборудования.
— Создать открытую
базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
—Установить
специальную, сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам,
направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
— ФАС России
обеспечить исключение из тендерных условий и договоров на поставку продукции
требований со стороны заказчика об отсрочке платежей за поставленную продукцию
или выполненные услуги на срок более 30 дней. (сегодня сроки платежей со
стороны заказчика составляют до 90 дней)
— ФАС России
принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении
договорной цены в процессе исполнения договора, если таковое снижение не
обусловлено изменением других существенных условий договоров.
— Внести изменения
в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в
сторону долгосрочных, 3–5-летних договоров, создания и развития конкурентной
среды поставщиков одного и того же вида услуг или товаров, если таковые
потребляются на регулярной основе, создания преференций для малых сервисных
компаний производственного и инновационного профиля. (сегодня отрасль в
основном работает по годовым контрактам)
— ФТС России
обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового
комплекса.
— Ростехнадзору провести
инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в
нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные
опубликовать.
— Ростехнадзору
подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и
установок, отработавших установленный срок.
— Минпромторгу
России разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу
утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком
эксплуатации 20 лет и выше.
— Минэнерго России
обеспечить подготовку и публикацию раз в полгода прогнозных оценок развития
нефтегазового комплекса на предстоящие три года.