IV Ярославский энергетический форум:
участники «круглого стола» обсудили возможности повышения энергетической
эффективности регионов
18 октября в Ярославле завершил работу IV международный энергетический форум.
В рамках официальной программы IV Ярославского энергетического форума Комитет Совета Федерации по
федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и
делам севера провёл «круглый стол» на тему «Основные проблемы законодательного
регулирования и правоприменительной практики в сфере энергосбережения и
повышения энергетической эффективности: региональный аспект». В рамках мероприятия
были обсуждены основные принципы правового регулирования в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Актуальность решения проблемы энергосбережения
и повышения энергетической эффективности для дальнейшего развития российской
экономики обусловлена огромным неиспользованным потенциалом энергосбережения,
которым обладает Российская Федерация.
По мнению экспертов, реализация
мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в нашей стране
позволит снизить энергоёмкость ВВП не менее чем на 30-40%.
Стоит отметить, что проблема грамотного использования энергетических
ресурсов и повышения энергоэффективности находится не только в поле зрения
специалистов, большое внимание ей уделяют и российские власти. Так распоряжением Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512-р была утверждена
Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая
предусматривает софинансирование лучших региональных программ. На её реализацию
до 2020 года планируется направить около 28,6 трлн рублей, из них из
федерального бюджета – 104,8 млрд рублей, из консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации – 562,3 млрд рублей, из внебюджетных источников
(средства юридических лиц) – 27,9 трлн рублей. Однако проведённый анализ региональных
программ повышения энергоэффективности показал, что в основном они носят
информационно-просветительский характер: реализация наиболее действенных
механизмов – тарифное и налоговое регулирование – субъектами РФ
предусматривается очень редко. Кроме того, в региональных программах
присутствует ряд типовых ошибок: нет полноценного анализа текущей ситуации,
отсутствуют механизм привлечения внебюджетных средств, план энергосберегающих
мероприятий и соглашения с регулируемыми организациями и крупными энергопотребителями,
не хватает разделов, посвящённых поддерживающим мероприятиям:
нормативно-правовые акты, обучение, пропаганда энергосбережения,
софинансирование проектов, субсидии, налоговые льготы.
Также факторами, сдерживающим программу «Энергоэффективность и развитие
энергетики» являются: нехватка квалифицированных энергоаудиторов;
недостаточность средств местных бюджетов при одновременной высокой стоимости
процедуры энергоаудита; отсутствие действенных механизмов внедрения стандартов
деятельности территориальных сетевых организаций, страхования энергосервисных
контрактов; недостаточное внимание на региональном и муниципальном уровне к
вопросам расширения использования в качестве источников энергии вторичных
энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии.
С целью нивелирования данных проблем, участники «круглого стола» рекомендовали Правительству Российской
Федерации разработать методологию по вычислению возможного эффекта от экономии
энергетического ресурса, размер которой должен быть в обязательном порядке
указан в энергосервисном контракте. В свою очередь исполнительным органам
государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано
организовать сбор и автоматизированную обработку оперативной и достоверной
информации о состоянии энергопотребления в регионе и муниципалитетах и обратить
внимание на опыт регионов России в части проведения энергосервисных
мероприятий, осуществления типовых проектов, технических решений, применения
инновационных технологий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий