Национальный нефтегазовый форум завершился обсуждением создания ценового маркера российской нефти, процессов ценообразования и вопросов модернизации отрасли
В продолжение второго дня Второго национального нефтегазового форума, где были подняты вопросы геологоразведки и добычи трудноизвлекаемых углеводородов, третий и последний день Форума начался с обсуждения проблем переработки и сбыта, а также модернизации нефтегазовой отрасли.
На утренней технологической конференции «Целевая модель российского рынка нефтепродуктов: в поисках баланса между рыночными и социальными механизмами» обсуждалась перспектива продвижения российских сортов нефти на международном рынке и создания «российского ценового маркера» обсудили участники утреннего брифинга на Втором национальном форуме.
Как отметил в своем выступлении Михаил Перфилов, директор по развитию бизнеса Argus Media, для создания независимого маркера экспортеры должны продавать нефть сейчас по фиксированной цене с поставкой в будущем. Именно такие продажи будут котироваться ценовыми агентствами. Кроме того, для эффективного управления ценовыми рисками необходимо создать ликвидный рынок производных финансовых инструментов. Также Правительство должно изменить налоговый режим для того, чтобы стимулировать форвардные продажи или снизить риски экспортеров, считает эксперт.
По мнению М.Перфилова, для формирования ценового маркера на рынке должны быть созданы соответствующие условия, к которым относятся стабильные объемы и качество, достаточное количество участников рынка (хеджеров и спекулянтов), ликвидность, волатильность и глубина рынка. Кроме того, необходимы активная форвардная торговля, налоговая мотивация для торговли будущими поставками, свободный доступ к инфраструктуре для хранения сырья и неограниченные возможности для его вывоза морским транспортом. Проведя сравнительный анализ сортов нефти Urals или ВСТО, М.Перфилов высказал мнение, что для российского маркера ВСТО более привлекателен. «Смеси ВСТО – это самый большой объем предложения среди представленных на рынке АТР сортов. А также это региональная нефть с коротким плечом доставки», - отметил он.
В рамках брифинга Дмитрий Гречкин, Партнер ООО «Оливер Вайман», представил доклад о вызовах, с которыми сталкиваются вертикально-интегрированные нефтяные компании. Ключевым риском для их деятельности остается цена на нефть и нефтепродукты, однако за последние 10 лет выросла значимость и других ключевых рисков, среди которых он выделил задержки исполнения крупных проектов по добыче нефти и газа, возможное изменение налогового законодательства, угрозы промышленной безопасности. По мнению эксперта, текущее состояние налогового режима в России является благоприятным для даунстрима. Говоря о крупных проектах, Д.Гречкин отметил, что «разработка новых месторождений и программа модернизации НПЗ сделали данный риск вторым по значимости». В числе потенциальных мероприятий по снижению ключевых рисков в части цен на нефть для российских нефтяных компаний он также назвал хеджирование цен, динамическое планирование и бюджетирование, оптимизацию продаж и затрат на внутреннем рынке при помощи трейдинга, присутствие по всей цепочке стоимости для сглаживания эффектов цены по сегментам.
В середине дня прошла объединенная панельная дискуссия, посвященная модернизации нефтеперерабатывающего комплекса России и поиску баланса между социальными и рыночными механизмами ценообразования на моторное топливо.
На сегодняшний день российская нефтеперерабатывающая промышленность продолжает оставаться одной из крупнейших в мире, но по структуре производства продукции и по степени технической оснащенности заводов Россия до сих пор существенно отстает от передовых стран.
Владимир Капустин, Генеральный директор ОАО «ВНИПИ нефть», открывая сегодняшнюю сессию, обозначил ключевые проблемы, характерные для нефтепереработки России: низкую глубину переработки нефти, высокую изношенность основных фондов и итоговое низкое качество нефтепродуктов. Еще одной проблемой, является поиск инвестиций, так как все проекты по глубокой переработке требуют больших финансовых вложений. В то же время, по мнению В.Капустина, в нефтеперерабатывающей промышленности России наблюдаются значительные перемены, связанные с модернизацией нефтегазового комплекса страны.
Юрий Злотников, Заместитель директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго России, в своем докладе отметил, что в соответствии с имеющимися прогнозами, в результате углубления переработки нефти, объем первичной переработки нефти к 2020 году снизится до уровня 256 млн. тонн при том, что фактически в 2014 году ожидается переработка 287,5 млн. тонн.
При этом будет в значительной степени увеличено производство топлива для реактивных двигателей (на 66 %), также ожидается значительный рост производства автомобильного бензина (на 34 %). Ожидается, что значительно вырастет производство дизельного топлива, при этом глубина переработки увеличится до 85% к 2020 году. Надо сказать, что основой для таких прогнозов являются планы по модернизации нефтяных компаний и в связи с этим процесс модернизации можно разбить на два этапа. Первый этап – этап повышения качества, который обеспечивает переход качество топлива на класс «Евро-5» в 2016 году и класс «Евро-4» в 2015 году. Этап, который будет начнется с 2016 и завершится в 2020 году, больше ориентирован на углубление переработки, а также на процесс переработки нефтяных остатков.
Рассматривая проблемы глубокой переработки нефти и импортозамещения в нефтепереработке, Виктор Рябов, Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, привел статистику о том, что по данным Минфина из-за снижения цен на нефть бюджет недополучает 70 млрд. рублей, отметив, что тем самым мы попадаем в сложное положение.
Завершая выступление, В.Рябов подчеркнул, что сегодня нефтяным компаниям следует решить более серьезные задачи по повышению глубины переработки нефти доведя ее до 80 % в соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли до 2020 года, что позволит отечественной отрасли полностью удовлетворить внутренний спрос на такие продукты, как бензин, дизельные топлива и авиационный керосин, а также иметь резервы для удовлетворения растущего рынка и сезонного спроса.
Олег Ведерников, Начальник отдела департамента по развитию нефти и нефтехимии ОАО «Газпром нефть», подчеркнул, что в основе развития нефтепереработки лежит развитие рынка, экономическая политика государства и требования к качеству продукции. В ходе выступления , он обозначил, что сегодня Правительство должно стимулировать переход отрасли к глубокой переработке и повышению качества моторного топлива. Итогом модернизации нефтеперерабатывающей отрасли РФ должно стать увеличение ее конкурентоспособности на мировом рынке нефтепродуктов в новых геополитических условиях.
Эксперты обсудили целевую модель российского рынка нефтепродуктов, проблемы и основные факторы, влияющие на его состояние и развитие. «Рынок бензина, по определению, дефицитен», - заявила в начале своего выступления Наталья Шуляр, Генеральный директор ООО «Издательский дом «ИнфоТЭК». На сегодняшний день рынок нефтепродуктов России имеет выраженную структуру: дефицит светлых нефтепродуктов и профицит мазута и дизельного топлива. Данная ситуация вызвана нехваткой технологий, оборудования и катализаторов, необходимых для первичной переработки.
Перенасыщение внутреннего рынка дизелем и мазутом напрямую зависит от налоговой политики. По словам Генерального директора ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамары Канделаки, мазут является самым рискованным продуктом для страны, так как ввиду высоких таможенных пошлин темные нефтепродукты невозможно станет экспортировать, к тому же за рубежом идет тенденция перехода на природный газ. «Нам нужно поддержать отечественный рынок присадок и масел», - отметила Т. Канделаки.
Российский рынок нефтепродуктов напрямую зависит от единичного спроса на бензин и состояния автомобильной промышленности. Проблема производства высокооктановых продуктов вызвана отказом от применения ряда зарубежных технологий. В этой связи, государство ведет политику импортозамещения и «большого налогового маневра».
Государственные программы направлены на повышение эффективности производства, развитие отечественного машиностроения, увеличение глубины переработки и стимулирования производства светлых нефтепродуктов. «Однако налоговая реформа скребет по всем сусекам», - отметила Н.Шуляр. Увеличение НДПИ влечёт за собой повышение цен на бензин, тем самым обременяя потребителей. «Бензин не является продуктом переработки нефти, а является продуктом налоговой нагрузки. Именно так нужно объяснять потребителю», - добавила она, пояснив, что стоимость бензина формируется именно налоговым бременем. «Большой налоговый маневр» влияет на рост цен на нефтепродукты, тем самым повышая цены во всей экономической цепочке. Этот косвенный эффект снизит спрос на нефтепродукты и автомобили. Таким образом, необходим тщательный анализ межотраслевых эффектов, который позволит предотвратить практическую реализацию.
В результате дискуссии участники выявили основные факторы, влияющие на баланс между социальными и рыночными механизмами, обсудили варианты регулирования взаимосвязи между рынком и потребителями.
Завершил программу Форума круглый стол «Нефтегазохимическая и перерабатывающая отрасли: стимулы и вызовы для отечественной переработки полимеров», соорганизатором которого выступила компания «СИБУР». Его участники обсудили тенденцию к увеличению доли инновационной, технологичной и наукоемкой продукции, служащей базовым сырьем для создания конечного продукта с высокой добавочной стоимостью.
Российская нефтегазохимическая отрасль постепенно набирает обороты и стремится к новому технологическому этапу развития, расширяя конкурентную борьбу с мировыми производителями. Вместе с тем перерабатывающая отрасль внутри страны не демонстрирует похожих результатов и оставляет импорту существенную долю местного рынка. Как отметил Заместитель Министра энергетики РФ Кирилл Молодцов: «Именно нефтегазохимическая отрасль за последние 12 – 14 лет развивалась по тем задачам, которые сама себе ставила». Теперь перед участниками рынка стоит новая задача – увеличить количество потребления пропиленов на российском рынке, а также стимулировать развитие переработки, чтобы уменьшить долю импортируемых продуктов, произведенных из российских углеводородов.
В сложившихся условиях на первый план выходят вопросы взаимодействия двух отраслей, кооперации их представителей, совершенствования законодательно-нормативной базы, стимулов и возможностей для роста переработки нефтегазохимической продукции внутри страны.
В последние годы многое было посвящено разрешению этих вопросов, однако задача перехода «сырьевых запасов» к «высокой добавочной стоимости» пока что остается по-прежнему актуальной. Это, в свою очередь, требует нового осмысления и решений со стороны игроков рынка и регуляторов. Участники дискуссии высказали предложение разработать механизм кооперации, способный помочь переработчикам «быть услышанными». К.Молодцов ответил, что Министерству нужны максимально быстрые сигналы от участников рынка, чтобы оперативно реагировать на предложения.
Кроме того, К.Молодцов сообщил, что в первой декаде декабря 2014 года ожидается, что Правительство РФ утвердит разработанную Министерством энергетики Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года. Документ основан на «Плане развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года», утвержденным приказом Министерства энергетики в 2012 году.
Реализация Стратегии позволит повысить конкурентоспособность отечественного химического комплекса до уровня промышленно развитых стран, реализовать сырьевой и инновационный потенциал, улучшить социально-экономическую ситуацию в стране, укрепить национальную безопасность за счет обеспечения компонентной базой ряда ведущих отраслей российской промышленности гражданского и оборонного характера.
Как отметил в своем выступлении Михаил Перфилов, директор по развитию бизнеса Argus Media, для создания независимого маркера экспортеры должны продавать нефть сейчас по фиксированной цене с поставкой в будущем. Именно такие продажи будут котироваться ценовыми агентствами. Кроме того, для эффективного управления ценовыми рисками необходимо создать ликвидный рынок производных финансовых инструментов. Также Правительство должно изменить налоговый режим для того, чтобы стимулировать форвардные продажи или снизить риски экспортеров, считает эксперт.
По мнению М.Перфилова, для формирования ценового маркера на рынке должны быть созданы соответствующие условия, к которым относятся стабильные объемы и качество, достаточное количество участников рынка (хеджеров и спекулянтов), ликвидность, волатильность и глубина рынка. Кроме того, необходимы активная форвардная торговля, налоговая мотивация для торговли будущими поставками, свободный доступ к инфраструктуре для хранения сырья и неограниченные возможности для его вывоза морским транспортом. Проведя сравнительный анализ сортов нефти Urals или ВСТО, М.Перфилов высказал мнение, что для российского маркера ВСТО более привлекателен. «Смеси ВСТО – это самый большой объем предложения среди представленных на рынке АТР сортов. А также это региональная нефть с коротким плечом доставки», - отметил он.
В рамках брифинга Дмитрий Гречкин, Партнер ООО «Оливер Вайман», представил доклад о вызовах, с которыми сталкиваются вертикально-интегрированные нефтяные компании. Ключевым риском для их деятельности остается цена на нефть и нефтепродукты, однако за последние 10 лет выросла значимость и других ключевых рисков, среди которых он выделил задержки исполнения крупных проектов по добыче нефти и газа, возможное изменение налогового законодательства, угрозы промышленной безопасности. По мнению эксперта, текущее состояние налогового режима в России является благоприятным для даунстрима. Говоря о крупных проектах, Д.Гречкин отметил, что «разработка новых месторождений и программа модернизации НПЗ сделали данный риск вторым по значимости». В числе потенциальных мероприятий по снижению ключевых рисков в части цен на нефть для российских нефтяных компаний он также назвал хеджирование цен, динамическое планирование и бюджетирование, оптимизацию продаж и затрат на внутреннем рынке при помощи трейдинга, присутствие по всей цепочке стоимости для сглаживания эффектов цены по сегментам.
В середине дня прошла объединенная панельная дискуссия, посвященная модернизации нефтеперерабатывающего комплекса России и поиску баланса между социальными и рыночными механизмами ценообразования на моторное топливо.
На сегодняшний день российская нефтеперерабатывающая промышленность продолжает оставаться одной из крупнейших в мире, но по структуре производства продукции и по степени технической оснащенности заводов Россия до сих пор существенно отстает от передовых стран.
Владимир Капустин, Генеральный директор ОАО «ВНИПИ нефть», открывая сегодняшнюю сессию, обозначил ключевые проблемы, характерные для нефтепереработки России: низкую глубину переработки нефти, высокую изношенность основных фондов и итоговое низкое качество нефтепродуктов. Еще одной проблемой, является поиск инвестиций, так как все проекты по глубокой переработке требуют больших финансовых вложений. В то же время, по мнению В.Капустина, в нефтеперерабатывающей промышленности России наблюдаются значительные перемены, связанные с модернизацией нефтегазового комплекса страны.
Юрий Злотников, Заместитель директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго России, в своем докладе отметил, что в соответствии с имеющимися прогнозами, в результате углубления переработки нефти, объем первичной переработки нефти к 2020 году снизится до уровня 256 млн. тонн при том, что фактически в 2014 году ожидается переработка 287,5 млн. тонн.
При этом будет в значительной степени увеличено производство топлива для реактивных двигателей (на 66 %), также ожидается значительный рост производства автомобильного бензина (на 34 %). Ожидается, что значительно вырастет производство дизельного топлива, при этом глубина переработки увеличится до 85% к 2020 году. Надо сказать, что основой для таких прогнозов являются планы по модернизации нефтяных компаний и в связи с этим процесс модернизации можно разбить на два этапа. Первый этап – этап повышения качества, который обеспечивает переход качество топлива на класс «Евро-5» в 2016 году и класс «Евро-4» в 2015 году. Этап, который будет начнется с 2016 и завершится в 2020 году, больше ориентирован на углубление переработки, а также на процесс переработки нефтяных остатков.
Рассматривая проблемы глубокой переработки нефти и импортозамещения в нефтепереработке, Виктор Рябов, Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, привел статистику о том, что по данным Минфина из-за снижения цен на нефть бюджет недополучает 70 млрд. рублей, отметив, что тем самым мы попадаем в сложное положение.
Завершая выступление, В.Рябов подчеркнул, что сегодня нефтяным компаниям следует решить более серьезные задачи по повышению глубины переработки нефти доведя ее до 80 % в соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли до 2020 года, что позволит отечественной отрасли полностью удовлетворить внутренний спрос на такие продукты, как бензин, дизельные топлива и авиационный керосин, а также иметь резервы для удовлетворения растущего рынка и сезонного спроса.
Олег Ведерников, Начальник отдела департамента по развитию нефти и нефтехимии ОАО «Газпром нефть», подчеркнул, что в основе развития нефтепереработки лежит развитие рынка, экономическая политика государства и требования к качеству продукции. В ходе выступления , он обозначил, что сегодня Правительство должно стимулировать переход отрасли к глубокой переработке и повышению качества моторного топлива. Итогом модернизации нефтеперерабатывающей отрасли РФ должно стать увеличение ее конкурентоспособности на мировом рынке нефтепродуктов в новых геополитических условиях.
Эксперты обсудили целевую модель российского рынка нефтепродуктов, проблемы и основные факторы, влияющие на его состояние и развитие. «Рынок бензина, по определению, дефицитен», - заявила в начале своего выступления Наталья Шуляр, Генеральный директор ООО «Издательский дом «ИнфоТЭК». На сегодняшний день рынок нефтепродуктов России имеет выраженную структуру: дефицит светлых нефтепродуктов и профицит мазута и дизельного топлива. Данная ситуация вызвана нехваткой технологий, оборудования и катализаторов, необходимых для первичной переработки.
Перенасыщение внутреннего рынка дизелем и мазутом напрямую зависит от налоговой политики. По словам Генерального директора ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамары Канделаки, мазут является самым рискованным продуктом для страны, так как ввиду высоких таможенных пошлин темные нефтепродукты невозможно станет экспортировать, к тому же за рубежом идет тенденция перехода на природный газ. «Нам нужно поддержать отечественный рынок присадок и масел», - отметила Т. Канделаки.
Российский рынок нефтепродуктов напрямую зависит от единичного спроса на бензин и состояния автомобильной промышленности. Проблема производства высокооктановых продуктов вызвана отказом от применения ряда зарубежных технологий. В этой связи, государство ведет политику импортозамещения и «большого налогового маневра».
Государственные программы направлены на повышение эффективности производства, развитие отечественного машиностроения, увеличение глубины переработки и стимулирования производства светлых нефтепродуктов. «Однако налоговая реформа скребет по всем сусекам», - отметила Н.Шуляр. Увеличение НДПИ влечёт за собой повышение цен на бензин, тем самым обременяя потребителей. «Бензин не является продуктом переработки нефти, а является продуктом налоговой нагрузки. Именно так нужно объяснять потребителю», - добавила она, пояснив, что стоимость бензина формируется именно налоговым бременем. «Большой налоговый маневр» влияет на рост цен на нефтепродукты, тем самым повышая цены во всей экономической цепочке. Этот косвенный эффект снизит спрос на нефтепродукты и автомобили. Таким образом, необходим тщательный анализ межотраслевых эффектов, который позволит предотвратить практическую реализацию.
В результате дискуссии участники выявили основные факторы, влияющие на баланс между социальными и рыночными механизмами, обсудили варианты регулирования взаимосвязи между рынком и потребителями.
Завершил программу Форума круглый стол «Нефтегазохимическая и перерабатывающая отрасли: стимулы и вызовы для отечественной переработки полимеров», соорганизатором которого выступила компания «СИБУР». Его участники обсудили тенденцию к увеличению доли инновационной, технологичной и наукоемкой продукции, служащей базовым сырьем для создания конечного продукта с высокой добавочной стоимостью.
Российская нефтегазохимическая отрасль постепенно набирает обороты и стремится к новому технологическому этапу развития, расширяя конкурентную борьбу с мировыми производителями. Вместе с тем перерабатывающая отрасль внутри страны не демонстрирует похожих результатов и оставляет импорту существенную долю местного рынка. Как отметил Заместитель Министра энергетики РФ Кирилл Молодцов: «Именно нефтегазохимическая отрасль за последние 12 – 14 лет развивалась по тем задачам, которые сама себе ставила». Теперь перед участниками рынка стоит новая задача – увеличить количество потребления пропиленов на российском рынке, а также стимулировать развитие переработки, чтобы уменьшить долю импортируемых продуктов, произведенных из российских углеводородов.
В сложившихся условиях на первый план выходят вопросы взаимодействия двух отраслей, кооперации их представителей, совершенствования законодательно-нормативной базы, стимулов и возможностей для роста переработки нефтегазохимической продукции внутри страны.
В последние годы многое было посвящено разрешению этих вопросов, однако задача перехода «сырьевых запасов» к «высокой добавочной стоимости» пока что остается по-прежнему актуальной. Это, в свою очередь, требует нового осмысления и решений со стороны игроков рынка и регуляторов. Участники дискуссии высказали предложение разработать механизм кооперации, способный помочь переработчикам «быть услышанными». К.Молодцов ответил, что Министерству нужны максимально быстрые сигналы от участников рынка, чтобы оперативно реагировать на предложения.
Кроме того, К.Молодцов сообщил, что в первой декаде декабря 2014 года ожидается, что Правительство РФ утвердит разработанную Министерством энергетики Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года. Документ основан на «Плане развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года», утвержденным приказом Министерства энергетики в 2012 году.
Реализация Стратегии позволит повысить конкурентоспособность отечественного химического комплекса до уровня промышленно развитых стран, реализовать сырьевой и инновационный потенциал, улучшить социально-экономическую ситуацию в стране, укрепить национальную безопасность за счет обеспечения компонентной базой ряда ведущих отраслей российской промышленности гражданского и оборонного характера.
http://qwertypay.com/go?prod=1539&aff=bask
Комментариев нет:
Отправить комментарий