«Горбушка» начала экспорт нефти Дулисьмы
Появившиеся в последнее время сообщения СМИ о продаже Сбербанком нефтяной компании «Дулисьма», владеющей лицензией на разработку Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения (ДНГКМ), напомнили строки из популярной 50 лет назад песни «Издалека долго течет река Волга», хотя компания была названа в честь короткой (всего 39 км ), но извилистой речки Дулисьма, протекающей на севере Иркутской области. Там же, в 80 км от нефтепровода «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан», расположено месторождение, являющееся одним из наиболее подготовленных ресурсных баз для ВСТО. Оно было открыто в 1983 году. Запасы нефти здесь оцениваются в 15,9 млн тонн, конденсата ‒ 11,5 млн тонн, газа ‒ 109 млрд куб. м. С точки зрения горно-геологических условий месторождение считается сложным, и потому его разработка может осуществляться лишь серьезными компаниями.
Очевидно, что судьба ООО «Дулисьма» оказалась более извилистой, чем русло одноименной речки. Первоначально она принадлежала ряду физических лиц, располагая лицензией на разработку месторождения (ИРК 14578 НР действует до августа 2019). Причем в 2002 г . Сбербанк предоставил ей долгосрочный кредит в размере 270 млн долларов. Из них 140 млн были предназначены на развитие месторождения, а 130 млн – на рефинансирование задолженности перед банком Goldman Sachs.
18 апреля 2006 г . первые хозяева продали компанию зарегистрированной на Кипре Urals Energy PLC за 148 млн долларов. Новый собственник реорганизовал ООО в ЗАО «НК «Дулисьма» и объявил, что намерен значительно увеличить добычу с 1 до 12 тыс. барр. в сутки уже к концу 2008 г ., а также построить дополнительные производственные и транспортные мощности, в частности до Усть-Кута, где будет проходить ВСТО. По оценке аналитиков, на тот момент Дулисьминское месторождение было самым крупным из оставшихся вне контроля вертикально-интегрированных нефтяных компаний в зоне прохождения ВСТО.
Между тем грянул мировой экономический кризис, а срок погашения кредита Сбербанка истекал как раз в ноябре 2008 г . Тут выяснилось, что конечный собственник Дулисьмы не в состоянии погасить долг. Тогда Urals Energy передала принадлежащую ей 99-процентную долю в Дулисьме под управление Сбербанка в рамках выполнения обязательств компании по кредитам. Это, говорилось в официальном сообщении Urals Energy, позволило ей выполнить обязательства перед Сбербанком по двум отдельным займам на общую сумму 630 млн долларов.
А в середине августа 2009 г . претензии непосредственно к владельцу лицензии на разработку месторождения ‒ ЗАО «НК «Дулисьма» ‒ возникли у федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Росприроднадзор заявил, что компания-недропользователь не утвердила балансовые запасы месторождения, как это предусматривалось в лицензионном соглашении. В ведомстве намеревались отозвать лицензию и даже подготовили необходимые для этого материалы, передав их в комиссию Роснедр, которая занимается вопросами о досрочном прекращении права пользования участками недр. Однако Сбербанк, по словам его председателя правления Германа Грефа, провел переговоры и урегулировал эту проблему с федеральными ведомствами.
Банк долгое время подыскивал покупателей для своего непрофильного актива. Среди претендентов различные СМИ называли Башнефть, Газпром нефть и Alliance Oil Company. По проверенной информации, ЛУКОЙЛ также делал конкретные предложения по приобретению. Сбербанк сообщал, что рассчитывает продать принадлежащую ему на 99% Дулисьму с прибылью: за 250 миллионов долларов против 190 миллионов, в которые она обошлась. В банке увязывали продажу этой компании с возвращением льготной экспортной пошлины на нефть с Дулисьминского месторождения. (Правительство РФ предоставило эту льготу с 1 января 2012 года.) Благодаря усилиям Сбербанка стоимость НК «Дулисьма» увеличилась в разы. Компания сделала огромный прорыв, резко улучшив ситуацию: подключилась к ВСТО, построив 73-километровый напорный нефтепровод и узел подготовки нефти для ВСТО, обустроила месторождение, наладила буровые работы и подняла добычу нефти с 70 тысяч тонн в 2010 году до 663,4 тыс. тонн в 2012 году.
В начале декабря 2012 года Сбербанк сообщил, что достиг договоренностей о продаже Дулисьмы, но покупателей не раскрыл. В январе 2013-го Федеральная антимонопольная служба сообщила, что удовлетворила ходатайство ЗАО «КраунСити», специализирующегося на операциях с московской недвижимостью, о приобретении 100% акций Дулисьмы (адрес КраунСити: 107564, г . Москва, ул. Краснобогатырская, д. 6, стр. 12). По сообщению агентства «Интерфакс», Дулисьма продана Сбербанком в декабре 2012 года за $89 млн ЗАО «КраунСити» и перерегистрирована из иркутского города Усть-Кут в Москву.
Позже от официальных лиц из администрации Иркутской области стало известно, что новыми владельцами Дулисьмы стали структуры, подконтрольные выходцам из Белоруссии Алексею и Юрию Хотиным (отцу и сыну). Гендиректором компании был назначен Виктор Лагвинец.
Отец и сын Хотины являются крупными рантье, проживают в настоящее время в Москве. Они заняли четвертое место в рейтинге «королей недвижимости», составленном российской версией журнала Forbes. Годовой доход Хотиных от сдачи в аренду около тридцати московских офисных центров эксперты издания оценили в $320 млн. В 2011-м году Хотины провели одну из крупнейших сделок года на российском рынке недвижимости – купили, предположительно за полмиллиарда долларов, известный торговый комплекс «Горбушкин двор» (чаще называемый народом «Горбушкой») и другие объекты у своего земляка Александра Милявского. Как писал Forbes, «многие объекты они приобретали у компаний, которые специализировались на скупке заводских площадей и зданий НИИ, и сами пользовались репутацией рейдеров». Журналисты издания полагают, что без поддержки высокопоставленных кремлевских чиновников Хотиным не удалось бы стать крупными девелоперами.
Интересно, почему Дулисьма не досталась, например, отраслевому лидеру и по-настоящему профессиональному ЛУКойлу? Скорее всего, потому, что кто-то более влиятельный пролоббировал сделку.
Как уже отмечалось выше, Дулисьминское НГКМ по действующей ныне классификации относится к стратегическим, особенно если учесть актуальность проблемы наполнения ВСТО для экспорта нефти Восточной Сибири в Китай и страны АТР. Кроме того, месторождение отличается сложными горно-геологическими условиями, и его разработка под силу только солидным компаниям. Ни КраунСити, ни сами господа Хотины такими возможностями и необходимыми для этого знаниями и специалистами не располагают.
Но это не мешает росту аппетита Хотиных, выходящего за самые фантастические рамки. Вот официальный представитель Транснефти Игорь Дёмин сообщил, что новые владельцы Дулисьмы потребовали от Транснефти зарезервировать в хранилищах порта Козьмино емкости для хранения их экспортной нефти. Уточним, что Козьмино (дочерняя компания Транснефти) принимает танкеры вместимостью 100 и 150 тыс. тонн. Сейчас в порту работает семь резервуаров объёмом по 50 тыс. тонн. Соответственно накопление одной танкерной партии исключительно из нефти Дулисьмы потребует изъятия из работы трёх резервуаров ‒ почти половины имеющихся в порту. Владельцы Дулисьмы предупредили, что в случае отказа со стороны Транснефти они остановят добычу. Ничего не скажешь ‒ серьезные люди, если смеют что-либо диктовать Транснефти. До сих пор никто не пытался так себя вести с крупнейшими отечественными компаниями. (Кстати, одной из них, ЛУКойлу, как свидетельствуют газета «Ведомости», Минэнерго недавно отказало даже не в резервировании хранилищ, а в элементарной прокачке 600 тыс. тонн нефти по трубопроводу «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан».)
«Транснефть не намерена отдавать почти половину резервуарного парка порта Козьмино на формирование танкерных партий компании, ‒ заявил Игорь Демин. ‒ Наши условия для всех одинаковы. Если Дулисьма хочет накапливать танкерные партии, пусть строит собственный резервуарный парк… Потеря 600 тыс. тонн нефти в год для ВСТО совершенно некритично, но возобновить добычу на закрытой скважине будет очень сложно».
По существующим для компаний правилам часть продукции с разрабатываемого месторождения (40%) должна сдаваться на внутреннее потребление. И это положение новыми владельцами Дулисьмы игнорируется. Всю продукцию они отправляют за рубеж. В тоже время в Сковородино существует железнодорожный терминал, который позволяет делать отгрузки на НПЗ Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре. Именно так работает Иркутская НК, которая имеет соизмеримую с Дулисьмой добычу.
В последнее время среди сибирских нефтяников активно обсуждается слух о покупке ЗАО «НК «Дулисьма» Иркутского филиала ООО «Интегра- бурение» и о создании на его базе ООО «Восток-бурение». Некоторым местным специалистам филиала поступают предложения перейти в новое «общество» на более высокие зарплаты. Утверждается, что в ООО «Восток-бурение» уже переведены 8 буровых установок Иркутского филиала ООО «Интегра-бурение» и значительное количество сотрудников. Возможно, здесь ставится рейдерская задача: набрать долги компании, обескровить её, довести до банкротства и приобрести за бесценок.
Стратегия новых собственников не очень понятна: они что, собираются стать не только нефтяниками, но и трейдерами и буровиками? Таких прецедентов не знает рынок – уж очень разные это области. Неужели Дулисьма досталась «любителям» со средствами, которые не знают, куда их пристроить? Кроме того, как новые собственники собираются выполнять лицензионные обязательства? А может быть, у них расчет на то, чтобы переоформить лицензию на новое предприятие? Тут рейдерские навыки окажутся очень кстати.
В любом случае стратегия новых собственников несет угрозу Сбербанку. Уже очевидно, что прорывов в развитии Дулисьмы не будет, наоборот, вероятен провал. Если так, то банк не получит свои кредиты обратно. Казалось бы, и это объяснимо: Дулисьма наверняка находится в залоге, и если лицензию не переоформят, она вернется назад к Сбербанку. Но в каком состоянии будет сложное месторождение, освоением которого занимались любители? А невыполненные лицензионные обязательства и неизбежность веерных исков от всех обманутых подрядчиков?
Что заставило Сбербанк пойти на такую сделку, а государственные органы ‒ её санкционировать? На рынке циркулируют слухи, что за белорусскими рантье скрывается очень влиятельное политическое лицо, которое не только продавило сделку, но и оказывает давление на Транснефть, чтобы получить приоритет в транспортировке добываемой Дулисьмой нефти на экспорт. Кстати, напомним: помимо льготной нулевой ставки НДПИ правительство, благодаря усилиям Германа Грефа, возвратило ЗАО «НК «Дулисьма» и льготу по экспортной пошлине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий