КАДРОВЫЙ ДИАГНОЗ ТЭК
20
ноября состоится V Всероссийская кадровая конференция топливно-энергетического
комплекса (ТЭК) «Роль человеческого капитала и социальной политики в энергетической
стратегии России».
Совсем
недавно, 7 октября, в рамках IX
Национального конгресса «Модернизация промышленности России: приоритеты
развития» прошёл Круглый стол «Роль образования в условиях новых рисков России:
проблемы, ресурсы и резервы модернизации российского образования». Участники
дискуссии сосредоточились на проблеме кадрового дефицита в ключевых отраслях
отечественной экономики. При этом в выступлениях представителей образовательных
учреждений и предприятий звучали мысли о несогласованности действий различных
ведомств, о противоречиях в нормативных и
законодательных актах – словом, об отсутствии чёткой и единой
государственной политики в области подготовки кадров.
Эксперты
выделили, в частности, такие негативные
моменты, как отсутствие связи между контрольными цифрами приёма в образовательные
учреждения с запросами работодателей; смешение целей государственного и
корпоративного образования, попытки заставить образовательные учреждения
оперативно реагировать на текущие отраслевые проблемы в ущерб развитию программ
образования в соответствии с прогнозными потребностями экономики.
24 марта 2014 года состоялось заседание Высшего горного совета Некоммерческого
партнерства «Горнопромышленники России» по вопросу «О формировании кадрового потенциала горнопромышленного комплекса России».
В принятом профессионалами отрасли решении есть очень примечательный абзац:
«Предложения
по совершенствованию подготовки специалистов для горного бизнеса,
представленные в 2008 году Учебно-методическим объединением (УМО) вузов
нефтегазового профиля, не получили поддержки в Минобрнауки России.
Недооценка министерством предложений профильного УМО является одной из причин
отрыва вузовского образования от рынка труда в этой сфере».
Ладно
бы, если воз проблем не сдвинулся с места «всего» за 6 лет, но на самом деле конструктивные
решения кадровых вопросов на основе тщательной кадровой диагностики НП «Горнопромышленники России» выдвигает
практически с момента своего основания в 1999 году. И эта настойчивость понятна
уже хотя бы потому, что горная промышленность по определению является наиболее
аварийно-опасной. И то, что эта опасность не уменьшается, а нарастает, во
многом связано именно с кадровой проблемой. Впрочем, профнепригодность ведет не
только к авариям и катастрофам. Она ‒ залог катастрофического состояния
отечественной экономики и государственных институтов. Не менее важно и другое: «Во
всех сферах, в том числе сырьевых, все большую роль играет технологическое
развитие, а это снова ставит перед каждой страной, претендующей на участие в
глобальном соперничестве, вопрос о высококвалифицированных кадрах», ‒ убежден
председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор Лукьянов. А генеральный
директор Института экономических
стратегий Александр Агеев считает, что
«проблемы системы образования сегодня вышли, по сути, на уровень национальной
безопасности».
Проблема
кадрового обеспечения в России становится все более актуальной на фоне
сокращения численности населения и «ухудшения» его возрастного состава. При
этом недостатки в профессиональной подготовке являются одной из главных причин
более низкой производительности труда и более высокой аварийности даже на тех
российских предприятиях, которые не уступают, а иногда и превосходят зарубежные
по техническому уровню оборудования.
По
мнению ректора Санкт-Петербургского Национального минерально-сырьевого
университета «Горный» Владимира Литвиненко, и модернизацию горнопромышленной
сферы провести невозможно, «полагаясь на наличные сегодня кадры», поскольку
вузы не в состоянии дать студентам необходимые практические навыки. Рамки
учебной программы не позволяют подготовить хорошего оператора или менеджера,
управляющего, к примеру, процессом бурения. На Западе (в Канаде, Англии,
Норвегии) молодой специалист выступает только в роли стажера, его 3‒4 года
«прокатывают» в отрасли, прежде чем аттестовать как реального
инженера-буровика, технолога или обогатителя. Лишь после этого страховые
компании готовы разделять производственные риски.
«Производство
становится более технологичным и сложным. Время на обучение готового
специалиста увеличивается, – отмечает председатель Высшего горного совета Юрий
Шафраник. – Компании не заинтересованы брать выпускников на стажировку.
Государственная система стажировки выпускников, переобучения специалистов,
повышения квалификации ушла в прошлое. Практика размещения заказов компаний в
вузах ещё не получила достаточного распространения. Надо предметно и системно
готовить практики на производстве (с четким пониманием, что нужно стажеру усвоить),
периодически проводить стажировки преподавателей вузов на предприятиях».
Кстати,
от современного специалиста требуется больше знаний и в экономической сфере
(умение считать затраты и управлять ими), а также ему нужны управленческие
навыки (управление людьми, опыт презентаций, переговоров и т.д.) и лидерские
качества.
«В
наше время общегосударственная кадровая проблема выглядит ничуть не менее
острой, чем в трагическую и великую эпоху индустриализации страны, ‒ уверен
Юрий Шафраник. ‒ Однако, не имея сегодня ясной цели и верных ориентиров
экономического и социального развития, не формируя в общественном сознании
истинные духовные и нравственные ценности, мы не воспроизводим кадры, способные
решать почти все. А без них мы рискуем остаться на обочине мировой истории,
стремительно меняющей облик планетарного сообщества. Сейчас, особенно в связи с
вступлением в ВТО, приходит новая культура хозяйствования и управления. И эту
культуру надо осваивать настойчиво и повседневно, потому что недостаток или
отсутствие профессионализма теперь станет выглядеть заметнее, а обходиться
дороже».
Нельзя не отметить, что наши
компании, в которых трудятся настоящие профессионалы, уверенно конкурируют с
ведущими зарубежными фирмами на мировом рынке. К сожалению, такая задача не по
плечу большинству предприятий многих отраслей российской экономики. И в этом
сказываются ‒ в первую очередь ‒ недостатки государственной кадровой политики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий