http://www.viglink.com/

пятница, 27 марта 2015 г.

XI съезд Союза нефтегазопромышленников

https://fastlend.ru/partner16005.html

http://surfearner.com/follow/50139

Доклад на ХI Съезде Союза нефтегазопромышленников президента СНП Генадия Шмаля “Цели и задачи  Союза нефтегазопромышленников России на предстоящий период”
                                                              Москва, 23 марта 2015 г.
                                                           
Уважаемые коллеги,
Прошло 2 года со времени предыдущего съезда нашего Союза. Что изменилось, как развивался нефтегазовый комплекс за этот период?
Как и всегда, есть плюсы и минусы.
Вначале о плюсах:
- Устойчивая работа.
         Рост по добыче нефти
         Колебания по газу
- Проведена большая работа по модернизации НПЗ. Значительно улучшилось качество отечественных нефтепродуктов.
- Пуск в эксплуатацию Бованенковского газового месторождения.
- Началась добыча нефти на Приразломном месторождении на арктическом шельфе.
- Контракт с Китаем, начало строительства газопровода "Сила Сибири"
- Внедрение подводного добычного комплекса на Киринском месторождении.
- Создание полигона "Баженовский" в ХМАО.
II Национальный нефтегазовый форум.
- Пуск II очереди "Северного потока".
- Открытие месторождения "Победа".
- Созданы две технологические платформы:
         - по добыче нефти и газа
         - по нефтепереработке.

Минусы
- санкции
- снижение цены нефти с конца 2014 г.
- снижение объемов бурения
- рост цен на нефтепродукты
- запасы. Сдвигов не произошло.
Хочу подчеркнуть нашу общую позицию – роль нефтегазового комплекса в нашей стране – огромна. В совокупности своих отраслей ТЭК образует энергетический базис современного общества. Почему приходится говорить вроде бы азбучные истины?
Причины для этого оказываются самые серьезные! Некоторые либеральные экономисты в правительстве продолжают объяснять проблемы нашей экономики так называемым «ресурсным проклятием»(!), пугают общество «опасностями излишнего внимания власти к ТЭК». Думаю, что настоящим проклятием является то, что финансовые «специалисты» в кавычках, - будучи во власти, оказываются неспособными использовать доходы, которые страна получает от разработки природных ресурсов.
Говорить надо о реальной для России опасности, исходящей от власти, у которой нет стратегического интереса к ТЭК, нет продуманной протекционистской политики в отношении развития отечественного нефтегазового комплекса. 
Особенно это важно в сегодняшней ситуации, в которой Российская Федерация оказалась из-за секторальных санкций, необоснованно вводимых США и Европейским Союзом, резким падением цены на нефть, других неблагоприятных для промышленного производства факторов.
Правительством Российской Федерации принята программа антикризисных мер для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности на текущий год в ответ на санкции, но в большом плане первоочередных мероприятий для ТЭК отводится минимальное место.  Единственный пункт, отражающий интересы ТЭК, - это пункт № 48. Зачитываю: "Проведение актуализации условий лицензионных соглашений на право пользования участками недр, в том числе в отношении проектов, имеющих высокие финансовые риски" с ожидаемым результатом "повышение эффективности деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса". И все!
Совет Союза нефтегазопромышленников, наш Экспертный Совет не могут с этим согласиться. Мы подготовили  и отправили в Правительство "Предложения в Антикризисный план Правительства РФ на 2015 год".

Не так давно Президент РФ отметил, что наблюдающийся экономический спад обусловлен внутренними, а не внешними причинами. Это очень важное заявление. Наша экономика очень серьёзно зависит от внешних факторов, что не является большим открытием. Экономический кризис 2008 года мы прошли тяжело, с большими потерями, правда, – и, главное, без должных выводов из той ситуации. Предкризисный уровень восстановили довольно быстро, но произвести кардинальные перемены в структуре экономики, - не удосужились.
Наш бюджет формируется все последние годы с расчётом на сверх доходы, создавая при этом так называемую «подушку безопасности». Вопрос – для кого? Весь последний почти период благоприятных высоких цен на энергоносители деньги не вкладывались в свою экономику, в своё производство, а направлялись за рубеж. Получалось, что мы финансировали экономическое, технологическое и военное развитие США!? 
Теперь мы стоим перед фактом: поступление сверх доходов закончилось, определённые бюджетом социальные обязательства остались, цены на наши основные экспортные товары полетели вниз, поскольку на них упал спрос, секторальные санкции стали удавкой на шее, в том числе от остановленного импорта оборудования, машиностроительной продукции…
Но, как сказал классик, при любой ситуации надо быть оптимистом – конструктивным оптимистом… Жизнь продолжается. Кстати, мы уже почти год живем в жестких условиях санкции и финансового давления со стороны Запада, целой палитры кризисных ситуаций в самом нефтегазовом комплексе. И результаты не огорчают – вы знаете, объем добычи нефти в прошедшем году вырос. Незначительно, но вырос. В плюсе оказались все ведущие компании комплекса. 
Но это отступление как бы для позитивной разрядки…
Как бы там ни было, сегодня надо принимать чрезвычайные меры. Государству придется всеми силами стимулировать промышленное производство внутри страны, в первую очередь, осуществляя программу импортозамещения для ТЭК. 
Совершенно права та группа экономистов в Правительстве России, которые исходят из того, что главные проблемы лежат в сфере несовершенства экономики. Они призывают радикально совершенствовать механизмы функционирования экономики, говорят о необходимости структурных реформ. Проблема модернизации приобретает жизненно важный характер. Только инвестировать надо не в создание мощностей прошлого века, а в создание современных мощностей. И развитие ТЭК необходимо возвести в национальный проект государственной важности.
Надо думать о будущем. Хорошо, что советники и советчики МВФ, американского госдепа уходят в прошлое. Отечественные специалисты давно говорят: «Настоящий национальный резервный фонд – это современная диверсифицированная экономика», что и надо делать безотлагательно, несмотря на потерянное время.
Думаю, что сегодня необходимо серьёзным политикам и экономистам выработать новые общие правила экономики – эффективной экономики, которая смогла бы реально, а не виртуально сводить концы с концами. И этой новой экономикой необходимо будет чётко и жёстко управлять, с учетом национальных интересов, загодя скрупулезно просчитывая все последствия, все плюсы и минусы. Было бы правомерно предложить нашему академическому блоку в условиях глобальной экономики и глобального кризиса разработать «Новый экономический курс» для России, с учетом всех национальных особенностей и приоритетов.
Не теряю оптимистического убеждения, что после сегодняшнего кризиса нашу страну ждёт оздоровление. И прежде всего, оздоровление нашего общественного разума, когда мы станем понимать не только сиюминутные выгоды, но и фундаментальные основы общественного и социально-экономического развития.

Теперь об итогах работы Союза нефтегазопромышленников за прошедший период. Они позволяют сделать два вывода. Первый – что, несмотря на то, что мы продолжаем ощущать явную недооценку общественной значимости Союза со стороны компаний НГК, продолжаем видеть, как компании пытаются бороться за свои интересы самостоятельно, тем не менее, - Союз нефтегазопромышленников активно жил и работал, продолжал и продолжает строить свою политику в направлении корпоративной консолидации усилия всех компаний на главных, стратегических вопросах…
Второй вывод заключается в том, что именно сейчас Союз имеет очень сильную в профессиональном плане политическую роль и задачу. Позиция СНП пользуется политическим и профессиональным авторитетом. В немалой степени этому способствовало то, что Союз нефтегазопромышленников России сегодня активно сотрудничает с Торгово-промышленной палатой России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, коллегами из отраслевых общественных объединений и организаций, отраслевыми профсоюзами.
Все это очень хорошо. И логично по сегодняшнему времени. Союзу чрезвычайно важно именно сейчас занимать позицию жестко профессиональную: отрасль имеет огромное значение в экономике страны (недаром ее даже в правительстве называют либо фундаментом, либо локомотивом, либо становым хребтом), топливный комплекс действительно содержит страну, а, значит, и ответственность по провозглашению наших интересов тоже возрастает. Стимулирующие производство налоги, благоприятный инвестиционный климат, разумная политика в отношении недр, — эти цели, что мы добиваемся, — общие, без политической ориентации на правых или левых, потому что они — в интересах наших компаний, регионов, всей страны, бюджетов ее социально-экономического развития.
Сегодня Союз нефтегазопромышленников России, члены Совета, исполнительная дирекция на основании мнений нефтяных и газовых компаний продолжает участвовать в подготовке всех нормативных актов, законопроектов, касающихся нефтегазового комплекса. Вырабатывается консолидированная позиция по изменениям и дополнениям в налоговую систему, по совершенствованию ценообразования в смежных отраслях – в машиностроении, трубной промышленности.
Рекомендации, предложения Совета Союза нефтегазопромышленников по многим вопросам готовились и готовятся для дальнейшего использования при подготовке многих правительственных решений. После того, как с министерством энергетики, прежде всего, с его руководством, установлены тесные, доверительные контакты, мы работаем по принципу сообщающихся сосудов – встречаемся, обмениваемся предложениями, мнениями, нашими экспертными рекомендациями, касающихся мер по стабилизации работы нефтегазового комплекта, модернизации и инновациям. Активно и конструктивно СНП участвовал в процессе подготовки в обсуждении новой Энергостратегии до 2035 года.
Все соображения, обсуждаемые профессионалами отрасли и принимаемые документы Исполнительная дирекция СНП передает в аппарат президента, в правительство Российской Федерации, в Государственную Думу, Совет Федерации.
В составе межотраслевого совета по стандартизации лично мне как президенту СНП, приходится активно участвовать в разработке нормативно-технической документации в нефтегазовом комплексе. Развиваются функции СНП как представителя отраслевых работодателей.
Это очень важные пласты работы…
В рабочем графике и исполнительной дирекции СНП, и членов Совета, и у меня много места занимает пропаганда научно-технического, технологического прогресса и опыта. Это, прежде всего, международные отраслевые выставки, конгрессы и семинары, научно-практические конференции, на которых традиционно вырабатываются корпоративные рекомендации, предложения для правительства, законодательной работы в Федеральном Собрании России.
Знаете, что мне хотелось бы отметить с некоторым чувством удовлетворения – то, что, наконец, появилось устойчивое ощущение, что во властных структурах зреет понимание, что со специалистами обязательно надо советоваться перед тем как принять то или иное решение, понимание целесообразности рыночного хозяйствования при государственном регулировании, обеспечивающем и формирование, и функционирование цивилизованного рынка, и гарантирование государственных интересов, связанных с независимостью, безопасностью страны и благополучием общества. Безусловно, это только начало, но это начало..!
Следует отметить, что, помимо основных форм деятельности, сформированной Основными направлениями, огромные административные, организационные, интеллектуальные силы исполнительной дирекции СНП, членов Совета уходят на консультирование, участие, информационное обеспечение всевозможных проектов - выставок, международных форумов, конференций, презентаций, сопутствующих отраслевой жизни НГК. Только за прошедший год прошло более 65 таких мероприятий в Москве и других городах Российской Федерации. И их количество растет с каждым месяцем. Игнорировать такие мероприятия мы не в праве – они все имеют отраслевую принадлежность.
Задачи на дальнейший период у нас - исполнительной дирекции, членов Совета вытекают из принятых 10-м съездом СНП Основных направлений деятельности.
Участие в разработке новых стратегических направлений развития отечественного нефтегазового комплекса, выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Участие в законотворческой деятельности, в экспертной оценке нормативных актов. Участие в создании системы технического регулирования, стандартизация и обеспечение единства измерений. Участие в создании рынка газа. Содействие привлечению в нефтегазовый комплекс инвестиций. Углубление и расширение международных связей и контактов. Пропаганда научно-технического, технологического прогресса и производственного опыта. Забота о престиже профессии и отрасли.
Союз нефтегазопромышленников намерен продолжать бороться за сохранение и усиление влияния государства в промышленной политике нашей страны. Мы последовательны в своих взглядах, своей позиции, что  государственное регулирование должно быть базовой составляющей формирования мер, которые обеспечили бы нормальное функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах государства, его населения и частного капитала.
Наша коллективная позиция - продолжать отстаивать идею жесткого контроля по стратегическим вопросам развития ТЭК на президентском уровне, идею образования профессионального Совета при Президенте Российской Федерации.

Что бы я выделил, как позитивные моменты прошедшего периода:
Первое – открыта новая страница перспективы разработки трудноизвлекаемых запасов. Я имею ввиду создаваемый в Ханты-Мансийском автономном округе  научный полигон «Баженовский», который должен стать площадкой для апробации и внедрения новых методов исследования и разработки трудноизвлекаемых запасов, освоения ресурсов нетрадиционной нефти, а также экологических проблем – в первую очередь, оценки влияния процессов добычи нефти из горизонтов «баженовской свиты» на окружающую среду в условиях Западной Сибири.
Не буду останавливаться на деталях из-за лимита времени. Скажу только, что это первые шаги. В силу разнообразия геологического строения баженовской свиты здесь может быть создано еще ряд полигонов.
Работа по созданию научных полигонов возможна и на других целевых геологических горизонтах.
Второе – при Совете СНП создан и работает Экспертный совет СНП. Я уже упоминал, что в ответ на решение Правительства, члены Экспертного Совета подготовили "Предложения в Антикризисный план Правительства РФ на 2015 год" в части нефтегазового сектора ТЭК". Он и передан в аппарат Администрации Правительства с припиской, что мы готовы по каждому пункту представить развернутое обоснование и обсуждать его с представителями органов государственной власти и нефтегазового бизнеса.
Третье - я уже говорил, что налажен устойчивый рабочий контакт с Министерством энергетики, доверительные отношения с его руководством;
за последнее время организационно проведены совместно с Минэнерго два национальных нефтегазовых форума;
вместе с министерством Союз нефтегазопромышленников готовится принять участие в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в проведении ряда мероприятий, посвященных этому событию, в информационном, пропагандистском освещении подвигов нефтяников на трудовых фронтах военного лихолетья…
Четвертое. В плане популяризации доброго имени работника нефтегазовой отрасли мы организовали и провели совместно с региональными администрациями целый ряд мероприятий, посвященных 60-летию освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, 50-летию промышленной добыче тюменской нефти, 150-летию нефтяной промышленности России… Широко отметили ряд юбилеев и годовщин именитых людей в нефтегазовой промышленности.
Пятое. Мы продолжаем работать на перспективных, стратегических направлениях. Взять акваторию Баренцева моря. Этот регион считается одним из наиболее важных будущих районов разработки нефтегазовых ресурсов, и наибольшая их часть находится в российском секторе. Союз нефтегазопромышленников, считая это очень важным международным проектом, активно участвует в разработке стратегий российско-норвежского сотрудничества по полному раскрытию потенциала Крайнего Севера. Недавно в Санкт-Петербурге прошла очередная совместная российско-норвежская конференция по нефти и газу, на которой подвели итоги создания  системы новых технологий и технических решений для освоения природных ресурсов Крайнего Севера.
Что еще я бы отметил среди заметных событий прошедшего отчетного периода – это издание книги «Российская добыча».

Все ли исполнено из того, что мы хотели? Все ли выполнили из намеченного? Нет, к сожалению, далеко не все.
Вы знаете, в нефтегазовой отрасли накопились серьезные кризисные явления и вызваны они причинами и проблемами, о которых говорится уже давно. Это большой износ и старение основных фондов, массовое  выбытие из эксплуатации мощностей, острый дефицит инвестиций и, как следствие этого, отставание с внедрением в производство новых технологических процессов, современного высокопроизводительного и надежного оборудования.
Сразу после нашего Х съезда, два года назад, мы отправили в Администрацию Президента, в Правительство в обе палаты Федерального Собрания Резолюцию съезда с нашими предложениями и рекомендациями по стабилизации работы НГК, модернизации и инновациям. Недавно мы вновь повторили наши требования к исполнительной и законодательной власти.
Что-то делается, но нам нужны радикальные комплексные меры.
Если коротко, что называется, по вехам:
Запасы. За последние 20 лет доля России в мировых запасах газа снизилась с 34 до 23%, а доля в запасах нефти уменьшилась еще больше, менее 8%. Специалисты отмечают, что компании не могут увеличить расходы на проведение геологоразведочных работ не только из-за кризиса, но и неблагоприятной законодательной базы и чрезмерно усложненного государственного регулирования. Можно ли сегодня еще спасти положение в геолого-разведочной отрасли? Я лично уверен, что можно! Если использовать сохранившийся научно-методический и технико-технологический задел, включив механизм государственной поддержки.
Добыча. Одна из основных проблем – снижение объемов и темпов бурения. Наиболее перспективны для увеличения запасов так называемые «трудные» месторождения, с трудноизвлекаемыми запасами. Я уже упоминал о проекте по созданию научного полигона на месторождениях Баженовкой свиты. Эта группа месторождений является уникальной, так как отличается не только большим объемом запасом, но и качеством нефти. По оценкам экспертов, извлекаемые запасы Бажены находятся на уровне 20 млрд. тонн, а ресурсы 150-200 млрд. Благодаря налоговым стимулам добыча на Бажене растет, при том, значительными темпами – если в 2010 г. добыто 63 тыс. тонн, в 2013 г. уже 725 тыс, тонн. Для того чтобы увеличить объем запасов, государству необходимо продолжить стимулирование добычи трудноизвлекаемой нефти.
Следует разработать комплексную программу поиска эффективной технологии добычи из баженовской свиты, объединить усилия всех нефтяных компаний, работающих на данных месторождениях – Сургутнефтегаза, ЛУКОЙЛа с РИТЭКом, Шелл, Газпром нефти. Нужно привлечь фундаментальную науку, институты Академии наук, опереться на созданный в ХМАО полигон "Баженовский".
О налогах. Сегодня увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, включающее повышение ставки на добычу полезных ископаемых, рост экспортных пошлин привели к тому, что вся налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний несправедливой. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний.
Что получается? Доля изъятия из выручки нефтяных компаний 65-70%. Естественно, такая налоговая политика впрямую влияет на объем инвестиций.
Отмена инвестиционной льготы, как и отмена налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, – серьезные ошибки в проведении налоговой реформы.
В качестве примера непродуманности правительственных решений, отсутствия продуманности их последствий в отношении развития отечественного нефтегазового комплекса, можно  привести недавний налоговый маневр в отрасли, призванный резко снизить экспортную пошлину на нефть за счёт роста НДПИ. Минфин, не советуясь с отраслевыми специалистами, его откровенно продавил. В результате, были созданы диспропорции, которые привели к тому, что и так высокая нагрузка на Западную Сибирь выросла ещё больше. В итоге объёмы эксплуатационного бурения в отрасли упали.
Подобные факты говорят об утрате видения перспективы, стратегического мышления. И сложность текущих задач здесь вряд ли может служить оправданием.
Нам нужна такая система налогообложения, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу углеводородов. Необходимо стимулировать предприятия вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи, прекратить выборочную разработку месторождений, сократить фонд простаивающих из-за низких дебетов скважин, увеличить коэффициент нефтеотдачи. Должны, наконец, быть разработаны налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса, шире применяться налоговые каникулы и налоговые кредиты. Что касается проблемы  импортозамещения,  замечу, что сегодняшний налоговый пресс не позволяет ТЭКу активно участвовать в конверсии ВПК на производство продукции нефтяного и газового машиностроения.
О малых предприятиях. По-прежнему, законодательно не определен статус малого, среднего предприятия; его параметры: какие предприятия нужно относить к этой категории. Сегодня пока ни в одном законе или подзаконных актов, регламентирующих деятельность нефтяного комплекса,  специфика малого бизнеса не учтена. Союз нефтегазопроышленников вместе с ассоциацией малых предприятий нефтегазового комплекса уже давно бьется за безотлагательное решение этого вопроса…
О санкциях и импортозамещении. Евросоюз запретил компаниям из Европы предоставлять компаниям из России услуги по разведке и добыче глубоководной и арктической нефти. Также запрещена поставки плавучих установок для добычи на шельфе, высокотехнологичного оборудования для глубоководной добычи нефти и работы в Арктике. Потенциально под санкции попали проекты по освоению шельфа и трудноизвлекаемых запасов.
Пока это является сравнительно безобидным, т. к. касается только работ на глубоком шельфе, в Арктике и месторождений сланцевой нефти, а на этих проектах либо вообще не ведется добыча, либо она минимальна. Но если подобные ограничения будут расширены на традиционные месторождения, то последствия могут быть ощутимыми.
Что в этих условиях следует сделать? Необходимо ускорено развивать нефтегазосервис и базы для производства необходимого оборудования. Для того, чтобы нам быть готовыми к полномасштабной работе с Баженами.  нам в ближайшие годы нужно будет серьезно увеличить парк тяжелых буровых станков, установок для гидроразрыва. Необходимо дать компаниям льготы и преференции по применению третичных методов…
Может быть, действительно, к лучшему, что санкции, падение цен на нефть вынудили государство озаботиться наконец-то этими вопросами,  проблемой импортозамещения. Но, как говориться, от того, что много повторять слово сахар, во рту слаще не станет… Мы с вами, как специалисты, понимаем, что решение этой проблемы задача непростая. Здесь требуется комплексный подход: изменение государственной научно-технической политики, возрождение прикладной науки, перестройка высшего технического образования. Это базовые структуры должны дополнять друг друга, должны быть хорошо связаны между собой.
Сегодня, к сожалению, приходится делать такой вывод - государственной научно-технической политики у нас пока нет. Закон, правда, в конце 2014 г. приняли. Практическая, прикладная наука – вспомним систему НИИ – откровенно разрушена. Нам кажется, правильным решением новой политики в этом вопросе было бы образование отраслевых государственных научных центров на бюджетном финансировании. Именно на бюджетном финансировании. Следует восстановить их задачу - проведение исследований, разработка и изготовления экспериментальных образцов. Кроме того, мониторинг технического прогресса, анализ того, что имеется в мировой отраслевой практике.
Теперь о бедах нашего высшего технического образования. На эту тему мы провели несколько заседаний нашего Совета, совместно с руководством, специалистами РГУ нефти и газа, написали несколько деловых писем в Правительство Российской Федерации… Самая острая проблема - пагубные последствия введения болонской системы. Сегодня, в  результате этих новаций Минобра, бакалавры по уровню квалификации ниже, чем былые выпускники техникумов, которые были обучены хотя бы практическим делам.
О практике и стажировке речи вообще не ведется. Средства для этого у вузов крайне ограниченны, а действующие стандарты и программы отводят на практику очень малые сроки, стажировки же не предусматриваются вовсе. Да и компании не очень заинтересованы в этом. А ведь мы знаем, что для умения нужна практика! Чтобы студенты сами вели исследования и разработки. Особенно в машиностроительных направлениях, где зачастую не обойтись без изготовления и испытания образцов…
Образовательный стандарт – термин то какой изобретен! - имеет множество понятийных определений компетенций студента, но он не объясняет основное - что же должен знать и уметь человек, получивший диплом, скажем, бурового инженера или инженера-механика?
Успехи Китая? Здесь можно и нужно вынести следующее: в этой стране упор сделан на качественную подготовку специалистов, бережное отношение к управленческим кадрам, компетентным специалистам. Китайцы, как губка, впитывают мировой опыт, совершенствуя его.
Несколько слов о подготовке специалистов.
Имевшаяся в отрасли четкая система подготовки рабочих кадров – профтехучилища, техникумы, учебно-производственные комбинаты – разумна. Сейчас компании каждая самостоятельно решает этот вопрос.
Что касается системы высшего технического образования, то на взгляд многих специалистов совершается стратегическая ошибка. Нашей отрасли нужны не бакалавры, а инженеры. Причем уровень подготовки отечественных инженеров был и остается достаточно высоким. Это диверсия, призванная дискредитировать российские научные школы, снизить уровень инженерной подготовки в стране.

Нефтегазопереработка. В стране работают более 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов. По общей мощности отечественная нефтеперерабатывающая промышленность занимает третье место в мире, уступая США и Китаю. Однако по технологическому уровню развития переработки мы здорово отстаем от развитых стран. Об этом, прежде всего, свидетельствует низкая глубина переработки нефти, высокая доля выхода низкокачественных темных нефтепродуктов.
Подчеркну, что, не смотря на все декларируемые заявления о необходимости увеличения глубины переработки нефти в России, показатели которой в государственных и отраслевых стратегических документах зафиксированы на уровне 95%, глубина переработки из-за увеличения выпуска темных нефтепродуктов снизилась с 71,2% в 2012 году до 70,4% в 2013. В развитых странах этот показатель колеблется от 85% до 95%.
Вывод: для стимулирования выхода отечественной нефтегазо-переработывающей промышленности на современный уровень, необходима национальная государственная инновационная программа в сфере переработки углеводородов, которая должна включать несколько важнейших позиций:
коренную модернизацию действующих НПЗ;
ускоренное развитие газоперерабатывающей, нефтегазохимической и гелевой  промышленности, прежде всего, в Западной Сибири и на востоке страны, уточнение и гармонизацию сроков ввода перерабатывающих мощностей с началом добычи газа и строительством газотранспотной инфраструктуры;
внедрение новых нормативов резкого повышения глубины переработки нефти и снижения потребления нефти на тонну целевых продуктов;  повышения качества производимых нефтепродуктов, отвечающих современных и прогнозируемых на перспективу стандартов индустриально развитых стран;
повышение эффективности утилизации попутного нефтяного газа;
создание нефтехимических кластеров;
диверсификацию сырьевой базы нефтехимии за счет широкого использования продуктов переработки попутного нефтяного, высококонденсатного свободного газа (имеется ввиду ШФЛУ, этан)…
О системе транспорта. Одно из приоритетных направлений инновационного развития нефтегазового комплекса должна стать модернизация существующей системы транспорта углеводородов. Этот процесс включает в себя увеличение энергоэффективности транспорта, сокращение потерь при эксплуатации трубопроводной инфраструктуры, реконструкцию и модернизацию нефтегазопроводных объектов, повышение эффективности технологических режимов работы магистральных трубопроводов. В отраслевых планах зафиксировано, что до 2020 года должны быть модернизированы и реконструированы около 20 тысяч километров газопроводов и 10 тысяч километров нефтепроводов. У нас очень слабо развит трубопроводный транспорт нефтепродуктов. Всего 20 тыс. км, в США – 240 тыс. км. Это влияет на стоимость моторных топлив на АЗС.

Теперь, на мой взгляд, о главенствующем вопросе. В условиях геополитического кризиса, в котором Россия оказалась, в условиях жестких санкций, - мы должны осознавать, что само время ставит сегодня перед нашим отраслевым объединением задачу  -  совместно подойти к пониманию общей цели и выработать общие позиции, консолидировать наши усилия, сплотить все нефтяное и газовое российское сообщество на взаимовыгодных корпоративных интересах. Пониманию того, что повлиять на санкционный режим мы не можем, но смикшировать это отрицательное воздействие на нашу отрасль мы, вместе с властными органами, можем.
Подчеркну, потому что уверен в этом, - Союз нефтегазопромышленников России был создан самим временем и по велению времени для этих целей.  И не использовать его КПД, по меньшей мере, - неразумно.
Мне кажется наша разобщенность — это главная стратегическая проблема топливно-энергетического комплекса, с какой стороны ни посмотри: с политической ли, экономической ли, идеологической ли... Стоит в таком случае удивляться тем противоречиям, в поле которых оказываются интересы нефтяных, газовых компаний и различных государственных институтов власти, которые влияют на стратегическую политику государства, а своими непродуманными решениями подчас ставят под удар воспроизводство минерально-сырьевой базы страны, развитие производственной сферы. Логично предположить, что непрофессиональному диктату  чиновников, играющих по своим правилам, диктату авантюризма и нечистоплотности, может противостоять только консолидированная позиция.
Какие вопросы можно поставить в ранг общекорпоративных?
Стимулирование научно-технического прогресса;
кадровая политика;
отраслевая наука;
совершенствование законодательства;
ценовая политика — мы сегодня являемся пассивными свидетелями чужих активных попыток влиять на ценообразование на мировом рынке нефти;
государственный протекционизм на внутреннем и международном рынках.
Думаю, что баланс общекорпоративных и общегосударственных интересов — тема, исключительно важная для всех: и для добычников, и для переработчиков, и для машиностроителей, и, соответственно, для общества, в целом, для государства.
О мобилизационной экономике. Сегодня надо двигаться только вперед. Инновационный путь развития промышленности страны, в том числе и топливного комплекса, утвержденный руководством страны, поставил перед отечественными компаниями ТЭК вполне конкретные задачи. Россия должна сохранить лидирующие позиции в мировой энергетике, а нефтегазовая отрасль должна стать крупным генератором инноваций и развиваться как наукоемкая.
В конце прошлого года на заседании Госсовета в Нижнем Новгороду Владимир Путин заявил о необходимости совершить экономический рывок в реальном секторе: «Хочу подчеркнуть, за предстоящие полтора-два года необходимо совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, сделать то, на что раньше потребовались бы, может быть, даже годы», - заявил глава государства.
У нас, кстати, есть такой опыт времен реформ Алексея Николаевича Косыгина, опыт освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции… Только политика «мобилизационной экономики» должна немедленно введена в обиход исполнительной власти и в практику развития промышленности. И пора переходить к элементам планового  управления экономическими процессами. Да, именно так! Пора вводить  комплексные  элементы плановости.
Развитию экономики России, ее нефтегазовой, перерабатывающей промышленности  надо помогать: прикрывать защитными пошлинами, развивать систему протекционизма и так далее... Тогда национальная продукция может стать конкурентоспособной. По сложившейся практике развитых стран мира, которые действуют, невзирая на правила ВТО. Просто, оценивая последствия международной конкуренции для различных отраслей экономики, надо четче осваивать механизмы ВТО и использовать их в своих интересах.
Одна из функций органов государственного управления, в частности министерств и ведомств, заключается в необходимости и целесообразности координации деятельности производственного (нефтяного, газового, машиностроительного) и инвестиционного комплексов. Речь не идет о том, чтобы кому-то ноги переставлять, это не нужно, да и невозможно. Однако  есть немало вопросов, требующих объективного, беспристрастного, а то и государственного подхода. Это относится к опережающему освоению новых нефтегазовых провинций, создание региональной социальной и производственной инфраструктуры, разработка нормативно-технической документации, определение правил поведения и взаимоотношений. Следует также постоянно отслеживать ситуацию, прогнозировать развитие событий, в т. ч. тенденцию изменения потребления энергоресурсов на внешнем рынке. Ситуация со сланцевым газом показала, что Россия оказалась не готова к такому развитию событий.
Так что сегодняшние трудности, вызванные секторальными санкциями, - это не только трудности, но и время осмысления прежнего пути, выбора целей и ориентиров.
Уверен, хорошо скоординированные действия органов власти и  добывающих компаний позволят использовать санкции как логическую необходимость новой экономической, финансовой, технической политики  во всех отраслях промышленности и образования, в первую очередь на рынке услуг и технологий в добыче полезных ископаемых.


Комментариев нет:

Яндекс.Метрика

/>img src="http://a.1letushov.ru/files/2013/07/banner_fastmoney-4.gif"width="200" height="200" border="0">

/>img src="http://a.1letushov.ru/files/2013/07/banner_fastmoney-4.gif"width="200" height="200" border="0">