Павел Завальный: «Либерализация экспорта СПГ нужна для эффективной монетизации ресурсного потенциала газовой отрасли, но должна проходить она под контролем государства»
Государственная Дума рассмотрела в первом чтении законопроект о либерализации экспорта газа. Комментируя его принятие, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, Президент Российского газового общества Павел Завальный заявил: «Без этого невозможна эффективная конкуренция российского СПГ на международных рынках, монетизация ресурсного потенциала новых районов газодобычи, таких как Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток, комплексное социально-экономическое развитие этих регионов».
Единый канал экспорта природного газа, действовавший в России с 2006 г. согласно закону «Об экспорте газа» был необходим в условиях существования исключительно регионального европейского газового рынка и торговли трубопроводным газом. Однако сегодня, с появлением новых технологий добычи, сжижения, транспортировки газа, на наших глазах происходит формирование гибкого и волатильного глобального газового рынка, подобного нефтяному, и существование единого канала экспорта природного газа снижает возможности России как экспортера, сдерживает нашу экспансию на мировой рынок СПГ.
А именно он сегодня растет опережающими темпами. Доля СПГ в мировой торговле газом в настоящее время составляет 30%, а к 2040 гг. составит почти 50% при росте спроса более чем в 2 раза. Наша доля на данном рынке около 4,5 %, но Россия планирует увеличить количество своих СПГ проектов и к 2020 г. завоевать 12% рынка СПГ, а к 2030му — не менее 15%.
В ближайшие годы газовые компании планируют построить несколько СПГ заводов. Однако реализация этих планов также затруднительна без принятия закона о либерализации экспорта СПГ, поскольку условием получения средств на проектное финансирование строительства заводов для компаний являются заключенные ими контракты на поставку СПГ с потенциальными покупателями.
Учитывая значимость доходов от экспорта природного газа для развития экономики страны и наполнения ее бюджета, государству важно расширять его экспорт как в сжиженном, так и в трубопроводном виде, а значит — не допустить конкуренции между производителями российского трубопроводного и сжиженного газа и сохранить стабильный уровень цен на газ и сырьевую корзину на региональных газовых рынках. Поэтому в законопроект заложен механизм координации экспорта СПГ со стороны государства. Однако, я полагаю, что он слишком мягок, и в ходе доработки ко второму чтению нуждается в уточнении. На мой взгляд, либерализация экспорта должна производиться только под контролем государства.
За основу можно взять американскую модель, запрещающую экспорт природного газа, включая СПГ, без согласования с Министерством энергетики. При выдаче разрешения на экспорт СПГ в страны, не связанные с США соглашением о свободной торговле, используется критерий соответствия контракта общественным интересам США. Заявка на долгосрочный экспорт подается, если компания имеет подписанные договоры на срок не менее 2-х лет, причем покупатель должен быть определен и идентифицирован.
«Использование подобного механизма позволит нам с большей эффективностью экспортировать российский газ на новые рынки» — заявил Павел Завальный.
Информационное агентство Российского газового общества
release@infargo.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий