«Безработных отправят поднимать Дальний Восток», ‒ сообщает электронная газета «УТРО.Ru».
Основанием для этого утверждения
послужила информация главы Министерства труда и социальной защиты Максима
Топилина, прозвучавшая на совещании по проблемам занятости, прошедшем в городе
Тутаеве Ярославской области с участием премьер-министра Дмитрия Медведева.
Суть
в том, что безработным жителям моногородов могут заплатить за переезд на
Дальний Восток из расчета 400 тыс. руб. на человека или 800 тыс. ‒ на семью. По
подсчетам Минтруда, в общей сложности программа затронет 85 тысяч человек и
обойдется федеральному бюджету в 14,6 млрд рублей. Еще 3,6 млрд предполагается извлечь
из региональных бюджетов. Министерство считает, что запустить процесс
переселения возможно уже в 2014 году.
В Минэкономразвития предложение Минтруда поддерживают. А вот в
Минфине выражают сомнения в том, что программу удастся запустить в 2014 г. и
регионы найдут средства для её софинансирования. Еще более скептически
настроены многие эксперты.
«Для экспертов всегда было очевидно, что число людей, постоянно
проживающих на наших восточных землях, чрезвычайно мало. Особенно в сравнении с
численностью приграничных ‒ северных ‒ китайских районов, где сегодня живет
около 300 млн. Решить вопрос освоения путем самодеятельного или принудительного
перемещения туда россиян невозможно», – считает член Экспертного совета при
Правительстве РФ Пётр Щедровицкий.
Трудовые резервы ‒ не единственная проблема региона. И одну из
острейших четко обозначил полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном
округе Юрий Трутнев: «Помимо создания системы управления, создания институтов
развития, если мы не преодолеем монополизм, если не преодолеем коррупцию на
Дальнем Востоке, если не снимем административные барьеры, мы не победим».
С тем, что обстановка в регионе отпугивает частный капитал и
стратегических инвесторов, абсолютно согласен и Пётр Щедровицкий, но критическим анализом он не ограничивается: «На
Дальнем Востоке нужны особые условия, но они должны быть коридором для
технологического трансферта. И поддерживать нужно, прежде всего,
технологическое предпринимательство, трансфер и доработку для отечественных
условий технологической платформы третьей промышленной революции. Для этого,
безусловно, понадобится своя новая система подготовки кадров и образования, а
также культурная политика, ориентированная на обеспечение этих процессов. Также
необходимо будет создание специальных нормативно-правовых условий, а также
привлечение внешнего капитала ‒ без его участия это сделать невозможно. И
способствовать росту самодеятельности населения нужно также в этих
направлениях. А это, наверное, самая сложная составляющая названных процессов».
С теоретической точки зрения, в данном пассаже все довольно
логично. Но для скорейшей практики возрождения региона
этого маловато.
В связи с чем есть смысл привести отрывок из интервью экс-министра топлива и энергетики, председателя
Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника,
которое он дал «Российской газете» в начале 2010 года:
«Проектам
на Дальнем Востоке я стремился содействовать не одно десятилетие. При этом всегда
утверждал, что они не должны быть разрозненными, пусть это даже великая труба
ВСТО или многострадальный БАМ. Для освоения данного региона необходима
концепция, обеспечивающая взаимосвязь технологических, машиностроительных,
химических и многих других проектов. Кроме того, для создания и реализации
каждого проекта надо тщательно ‒ с экономической и политической точек зрения ‒
подбирать партнеров (рассчитывать, что все освоим собственными силами, ‒ наивно).
В итоге лет через 10‒15 на Дальнем Востоке возникнет прочный
социально-экономический буфер. Ресурсами, как известно, мы не обделены. Но
Восточная Сибирь и Дальний Восток имеют серьезную особенность. Да, там есть и
газ, и газоконденсат (например, в Ковыкте), и нефть, и гелий, но добывать их
нужно комплексно. А это уже совершенно другие затраты. Следовательно, предстоит
решать ответственную политико-экономическую задачу: откуда и какого партнера
пригласить, как и на каких условиях «встроить» его в дело, чтобы проект
бесперебойно осуществлялся 10‒20‒30 ‒ сколько угодно лет в интересах России,
данного региона и, конечно, каждого партнера, вложившего сюда оборудование,
финансовый и интеллектуальный капитал. Разумеется, речь идет о задаче, за
решение которой ответственность ложится на правительство РФ. А время не ждёт.
Несмотря на усилия правительства, действующие проекты не увязаны. Хотя это
относительно простая проблема.
Более сложные проблемы касаются создания транспортной системы,
строительства перерабатывающих и химических предприятий...
Необходимость возведения
мощных производственных комплексов понятна многим. Но толково приступить к делу
не получается.
Самое главное, повторяю, заключается в комплексном подходе к
освоению недр Восточной Сибири и Дальнего Востока. Поэтому требуется срочно
принять генеральную схему размещения объектов нефтяной и газовой промышленности
в тесной увязке с размещением предприятий других отраслей... Размышляя об этом,
невольно пожалеешь, что государство лишено координирующего органа, подобного
Госплану. Крайне нужен орган, избавленный от диктаторских полномочий, но
способный представить правительству экономический проект, полностью отвечающий
интересам России».
Думается, что реализация такого проекта охватила бы не только безработных
жителей моногородов. Да и модель развития Дальнего Востока, ориентированная на
АТР, обрела бы не только заявленные цели (формирование конкурентоспособного
инвестиционного климата и привлечение инвестиций, создание в субъектах особых
экономических зон и новых институтов развития), но и комплексный план их
осуществления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий