В Ярославле прошел уже четвертый по счету Ярославский энергетический форум, который старается обеспечить актуальную повестку наиболее важных проблем и тенденций развития энергетики российских регионов. В этом году форум проходил под девизом «Современной экономике — современную инновационную энергетическую инфраструктуру». Можно отметить, что при достаточно большом числе различных энергомероприятий в стране именно в Ярославле, как нигде, громко и отчетливо звучит голос регионов.
Региональный аспект Ярославского форума — это не только факт своей интонации и конкретной темы (что также само по себе — замечательно), но и факт смелости и ответственности. Потому как поговорить на темы энергетического развития вообще, проблем и перспектив отрасли — это одно. И совсем другое дело настойчиво стараться помочь регионам решать свои конкретные проблемы и задачи в области развития энергосистем и инфраструктур. Очевидно, что быстрый успех при таком подходе просто невозможен по целому ряду совершенно объективных причин. Однако, как говорится, «за попытку — спасибо». Притом, что год от года эти «попытки» становятся все более профессиональными, все меньше словорассуждений и разговоров на темы вообще. Хочется верить, что в непростой сегодняшней ситуации Ярославский форум не изменит своей региональной концепции, выживет и будет успешно содействовать продвижению в регионы лучших технологических и муниципальных практик в области энергетики.
Итоги прошедшего форума можно назвать «спокойно профессиональными». При том, что ярославцы не гонятся за цифровыми результатами, уже в первый день работы форум посетили более 600 человек, а всего за три дня — около 2000. На форуме были представлены более 30 субъектов Российской Федерации, что, можно считать, составляет вполне объективный общий срез ситуации в стране. Были на форуме и иностранные делегации, которые главным образом прибыли изучить российский энергоопыт в его ярославском преломлении.
Традиционно в рамках форума проходит специализированная выставка «Энергосбережение: региональный аспект». В официальном открытии выставки (церемония состоялось в первый день работы форума) приняли участие в том числе заместитель губернатора Ярославской области, директор департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Наталья Шапошникова и президент «Национального союза энергосбережения», председатель Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Леонид Рокецкий.
Наталья Шапошникова в своем приветственном слове, в частности, обозначила планы по реализации пилотных проектов в Ярославской области в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Она также выразила уверенность, что в ходе работы форума участники обменяются опытом реализации различных пилотных проектов, ознакомятся с интересными инженерными решениями, которые применяются в сферах, связанных с энергетикой и энергосбережением.
Леонид Рокецкий в свою очередь обозначил необходимость внесения изменений в законодательство в части разграничения полномочий органов власти в области энергосбережения и реализации единой энергетической политике.
На официальном открытии Форума
губернатор Ярославской области Сергей Ястребов подчеркнул: «В Ярославской области много новых идей по повышению энергетической эффективности зданий, вы увидите это в рамках форума. Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний разговор подтолкнул вас к мысли, что мы будем встречаться в будущем, что здесь созданы комфортные условия для вашей работы, есть хорошие реализованные идеи по повышению энергетической эффективности, и мы встретимся тут еще не раз».
Работу первого пленарного заседания «Региональная энергетика как фактор развития регионов Российской Федерации» открыл Юрий Станкевич — заместитель председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП. Он особо выделил следующее: «Наличие здоровой дискуссии позволяет вырабатывать эффективные решения, которые необходимо принять».
Дискуссий, кстати, на Ярославском форуме было предостаточно. Так, например, в рамках «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы развития рынков электроэнергии» участники обсудили возможности повышения энергетической эффективности регионов, проблемы изменения ценообразования для потребителей и ситуация с неплатежами на розничных рынках электроэнергии. Участники рекомендовали профильным федеральным органам отменить требования обязательного перевода потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт в третью-шестую ценовые категории. А также предоставить им право производить расчеты за электрическую энергию по тарифам первой и второй ценовых категорий, зафиксировать коэффициент оплаты мощности для первой ценовой категории на уровне, который будет стимулировать постепенный переход на третью–шестую ценовые категории, а маржинальный доход гарантирующих поставщиков (при его наличии) использовать для уменьшения перекрёстного субсидирования.
Большой интерес вызвало обсуждение проблемы неплатежей потребителей на розничных рынках электроэнергии. По данным НП ГП и ЭСК, размер задолженности на розничном рынке электроэнергии превышает 180 млрд руб. Среди основных неплательщиков — «неотключаемые» потребители, в отношении которых участники «круглого стола» предложили переложить ответственность за долги на ведомства или собственников объектов. Что касается исполнителей коммунальных услуг, то здесь эксперты рекомендовали установить неустойку в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязательств по оплате энергоресурсов, а также законодательно закрепить право ресурсоснабжающих организаций на односторонний отказ от договора на поставку коммунального ресурса с исполнителем коммунальных услуг, при превышении задолженности за поставленные коммунальные ресурсы в размере, соответствующем стоимости ресурсов за три и более расчетных периода. Как мне кажется, очень интересные и конструктивные предложения. Кстати, участники форума были того же мнения.
Еще об одной интересной дискуссии, которая образовалась на «круглом столе» комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Основные проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности: региональный аспект». Модераторами выступили Михаил Марченко, член комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, и Виктор Рогоцкий, член комитета Совета Федерации РФ по экономической политике. На этом столе участники обобщили региональный и муниципальный опыт в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также выработали предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Михаил Марченко, в частности, отметил: «Сегодня у регионов есть полномочия принимать собственные программы по энергосбережению, это прописано в федеральном законе. Зачастую такие программы не согласованы с муниципальными программа и программами крупных потребителей энергии. Соответственно начинается пробуксовка. Основными проблемами также являются: слабое развитие нормативно-правовой бузы в области энергосбережения; дефицитность региональных и муниципальных бюджетов. Возникают сложности с привлечением долгосрочных инвестиций и внедрению энергосберегающих технологий. Главный вопрос — как привлечь инвестора. Во многих регионах с этой проблемой начинают справляться. Важно, чтобы принимаемые программы и проводимые мероприятия не носили декларативный характер, а приводили к реальным результатам».
Остроту существующих проблем обозначил и Виктор Рогоцкий, объявивший, что «перекрестное субсидирование в стране на данный момент составляет порядка 220 млрд руб., в Ярославской области — порядка 1 млрд руб. В планах до 2020 года снизить объемы перекрестного субсидирования до 50 млрд руб., то есть произойдет очень резкое снижение объема». По его мнению (с чем согласились участники), вопросы энергетики важны как для тех, кто владеет крупным металлургическим производством, так и для простых жителей районных центров, которые приходят платить за газ, воду, тепло и свет. «Идет тенденция к повышению тарифов, сдерживать данный процесс возможно только в административном порядке. «Заморозка» тарифа, о которой говорят сейчас многие — неудобна для экономики. Задача органов власти, как исполнительной так и законодательной — сбалансировать этот процесс так, чтобы он удовлетворил все срезы в обществе».
Также на этом «круглом столе» обсудили вопросы подготовки и реализации региональных и муниципальных программ; особенности организации мероприятий по повышению энергоэффективности в различных секторах и сферах экономики, в том числе в системе ЖКХ; проблемы реализации энергетических контрактов и проведения энергетического аудита в бюджетной сфере.
Одной из основных тем обсуждения на Ярославском форуме стала Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая предусматривает софинансирование лучших региональных программ, предоставление организациям государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов, информационное, методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности, а также формирование бережливой модели поведения населения. Меры по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности были обозначены как приоритетные для всех уровней публичной власти.
В ходе форума был очерчен круг проблем при реализации региональных программах энергосбережения: отсутствие полноценного анализа текущей ситуации (индикаторы, показатели, эффективности, привлечение регионами России внешних источников финансирования программ в отсутствии механизма привлечения внебюджетных средств, незавершенность разработки муниципальных программ и программ бюджетных объектов, а также порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, отсутствие отраслевых разделов, предусматривающих конкретные мероприятия, соглашения с регулируемыми организациями и крупными энергопотребителями, и ряд других.
Участники форума сформировали рекомендации для Федерального собрания РФ в части разработки и принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на уточнение процедур документооборота при проведении энергетического аудита, в том числе структуры отчета по энергоаудиту; введение процедур контроля энергопаспортов и ответственности энергоаудиторов; взаимную корреляцию положений Федерального закона и статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уточнения единицы измерения цены энергосервисного контракта; выделение положений Федерального закона в части регулирования возобновляемых энергетических ресурсов, тепловых насосов, солнечных электростанций, мини-ТЭЦ и других в отдельную главу.
Также были сформированы рекомендации Правительству Российской Федерации и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целом же можно констатировать, что Ярославский форум по своей проблематике и остроте обсуждаемых вопросов — крайне важная площадка. Фундамент для формирования уникального центра уникальных региональных практик — создан. Надо только пользоваться и активно развивать! И важно это именно в силу того, что страна у нас большая, региональные проблемы с одной стороны — общие, ас другой стороны — полны специфического наполнения. И примечательно, что именно древний Ярославль стал своеобразным «энергетическим штабом» для российских регионов. Хочется верить, что год от года здесь будет все больше оптимистических презентаций и рассказов об успехах в решении региональных и муниципальных энергетических задач.
По крайней мере, место для этого — абсолютно подходящее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий