Общественная экологическая экспертиза забраковала новый проект ExxonMobil и «Роснефти» на Сахалине
Завершила работу экспертная комиссия общественной экологической экспертизы проекта доставки крупногабаритных грузов компании «Эксон Нефтегаз Лтд» (проект ExxonMobil и «Роснефти») на морское месторождение Одопту на северо-востоке острова Сахалин. Организатором экспертизы выступила общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» при поддержке природоохранных организаций WWF России, IFAW и Тихоокеанского центра охраны окружающей среды и природных ресурсов (США).
«Эксон Нефтегаз Лтд» планирует строительство причала длиной почти 900 м в заливе Пильтун для доставки модулей массой до 3000 тонн на буровую площадку «Одопту 2 (Северная)» в рамках шельфового проекта «Сахалин-1». Строительные работы будут вестись с июня 2014 по октябрь 2015 г., а транспортировка крупногабаритных модулей огромными баржами планируется в течение летне-осенней навигации в 2016–2017 гг. Всего планируется осуществить 18 рейсов барж. Согласно проекту, маршрут доставки грузов пройдет через центр основного кормового района исчезающей охотско-корейской популяции серых китов.
Представительный состав экспертов из Южно-Сахалинска, Владивостока и Москвы, а также эксперты Международной рабочей группы по делам коренных народов и Международной экспертной группы по серому киту, в течение 2 месяцев изучали проектные материалы. После их тщательного анализа экспертная комиссия пришла к выводу, что проект строительства причала в заливе Пильтун не соответствует требованиям природоохранного законодательства России, имеет существенные недоработки по экологическим, техническим и социальным вопросам, не обеспечивает экологическую безопасность намечаемой деятельности, создает высокий риск чрезвычайных ситуаций.
На 34 страницах заключения эксперты обосновали более 30 замечаний и рекомендаций по повышению экологической безопасности проекта. Однако самый главный вывод экспертной комиссии состоит в том, что в связи с недопустимо высоким воздействием на серых китов охотско-корейской популяции и морских млекопитающих, обитающих в районе устья залива Пильтун, долгосрочным негативным воздействием на водную биоту залива, необходимо выбрать иной вариант доставки крупногабаритных грузов, нежели предложенный в проекте. По мнению экспертов, наиболее приемлемым представляется доставка их через существующий порт Москальво.
«На входе в залив Пильтун расположено уникальное даже для Сахалина лежбище трех видов тюленей – ларги, лахтака и акибы, причем для последнего вида оно является крупнейшим в мире, - отметил председатель совета «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицин. - Здесь скапливается до 1700 тюленей одновременно. Транспортировка барж и дноуглубительные работы будут вестись буквально вплотную к этому лежбищу, но «Эксон Нефтегаз Лтд» в своем проекте заявляет, что якобы никаких особых мест нагула тюлени в этом районе не имеют! Это просто образец безответственного подхода американской компании к сохранению хрупкой сахалинской природы».
«Главным трендом ответственного экономического развития в 21 веке является глубокий учет социально-экологических факторов. Оператор проекта «Сахалин-1» обосновывает решение строить временный причал для завоза негабаритных модулей чисто экономическими причинами, а именно «сжатыми сроками строительства», и не берет в расчет высочайшие социально-экологические риски от планируемой деятельности, - говорит Алексей Книжников, руководитель Программы WWF России по экологической политике ТЭК. - В этой связи мы сделаем все возможное, чтобы на основании заключения ОЭЭ доказать российским государственным органам, менеждменту и акционерам компаний ExxonMobil и Роснефть необходимость использования альтернативных маршрутов для завоза оборудования».
Сегодня заключение экспертной комиссии ОЭЭ было направлено в Росприроднадзор РФ, компанию «Эксон Нефтегаз Лтд» и заинтересованные государственные органы. Ознакомиться с полным текстом заключения можно по ссылке http://ecosakh.ru/?div=39&id=2303.
Комментариев нет:
Отправить комментарий